Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [Федеральный закон..., 2015]. Несмотря на то, что в законе нет разграничения понятий государственного и муниципального частного партнерства, в нем четко конкретизированы предмет сотрудничества, а также цель и условия его организации. Сторонами соглашения о партнерстве выступают публичный и частный партнер. Публичным партнером в проекте является государство или регион (субъект Федерации), от имени которого выступает глава региона или иной уполномоченный орган. Частным партнером выступает российское юридическое лицо, с которым заключено соглашение о ГЧП. Главное преимущество государственно-частного партнерства заключается в том, что оно позволяет объединить усилия двух сторон, сконцентрировать ресурсы, минимизировать риски и за счет этого достичь роста эффективности действий. Отметим, что ГЧП — это не простое сложение ресурсов и распределение рисков. В первую очередь, для организации партнерства власти и бизнеса в форме ГЧП необходимо достигнуть баланса интересов и целей участников. Объединяясь в форме ГЧП, государство в лице органов власти и частный партнер преследуют совершенно разные цели. Частный партнер стремится к росту своего бизнеса, максимизации прибыли и эффективному использованию ресурсов. Государство как представитель общественных интересов стремится обеспечить, прежде всего, устойчивое социально-экономическое развитие региона при условии повышения эффективности использования бюджетных средств. Кроме этого, у государства, особенно на уровне субъекта Федерации, может не хватать средств на реализацию социально значимых проектов, а частные предприятия могут быть не заинтересованы в таких проектах вследствие отсутствия или недостаточно высокой прибыли от этой деятельности. В качестве примера можно привести ситуацию, описанную в работе [Шишацкий и др., 2016]. Несмотря на то, что около Хатангского сельского поселения (в Красноярском крае) имеются значительные запасы каменных углей, топливо для нужд поселения приходится завозить из других районов страны, что создаёт высокие риски для жизнеобеспечения местного населения и стоит очень дорого. Между тем, использование ресурсов Котуйского угольного месторождения (в 40 км от Хатанги) позволит снизить затраты на обеспечение углем и повысит надёжность теплоснабжения экономики и населения района. Однако региональный и местный бюджеты не могут выступить инвестором в разработку указанного месторождения из-за ограниченности своих финансовых возможностей, а для частного инвестора данный проект не интересен, поскольку связанная с его реализацией экономия бюджетных средств на «северный завоз» не пойдет на формирование его прибыли. Как способ решить проблему финансирования проекта освоения Котуйского угольного месторождения рассматривается именно создание действенного механизма государственно­ частного партнёрства [Шишацкий и др., 2016]. Таким образом, ГЧП представляет собой объединение ресурсов и распределение рисков, а также особую конфигурацию интересов и прав партнеров, интеграция которых в результате может привести к новому синергетическому эффекту в экономике региона. Преимущества, которые несет ГЧП, оказываются положительными не только для экономики, но и для населения 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz