Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Распределение прибыли между участниками законом разрешено для потребительских кооперативов, хотя они относятся также к некоммерческим организациям. Формальные отличия от потребительских кооперативов все же имеются, но они отражены в иных нормативных правовых актах и касаются специальных гарантий их деятельности и особых прав их участников12. Некоторые авторы [Сойфер, 2016: 42], в числе которых и разработчики Концепции развития гражданского законодательства РФ между тем указывали, что общины коренных малочисленных народов «не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов» (п. 7.1.2 Концепции развития гражданского законодательства РФ) [Концепция развития гражданского законодательства РФ, 2009], которые, как мы все помним, имеют смешанные черты некоммерческих и коммерческих организаций. Другие авторы придерживаются иного мнения, полагая, что общины коренных малочисленных народов (наряду с казачьими обществами и публично-правовыми компаниями) «преследуют выполнение публичных функций, поэтому не могут быть отнесены к традиционных юридическим лицам частного права» [Серова, 2015: 40], либо «чрезмерное внимание законодателя привело к тому, что общинам придали несвойственную им некоммерческую природу» [Ушницкий, 2017: 113]. Отмечается также то, что «вопреки сложившейся практике и экономическим потребностям коренных малочисленных народов закон установил, что деятельность общин носит некоммерческий характер» [Данилова, 2009: 235]. Надо полагать, что правовое регулирование возможности осуществления предпринимательской деятельности общины в соответствие с целями ее деятельности «нуждается в гармонизации» [Кряжков, 2015:54]. При ликвидации общины или выхода из ее состава члены имеют право на получение части ее имущества (п. 3 ст. 22 ФЗ № 104-ФЗ). Таким образом, как отмечается в литературе [Гришаев, ЭР] «процедура похожа на процедуру прекращения хозяйственных обществ и товариществ, когда их участники имеют право на получение части имущества». Наличие подобного правила также свидетельствует о чертах коммерческих организаций, где решающим является внесение части имущества для экономической деятельности. В заключение можно отметить, что все указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что община коренных малочисленных народов Севера фактически и практически имеет черты, присущие коммерческим организациям. В данном материале отражены только те проблемные аспекты, которые свойственны северным народам, однако, безусловно, они касаются всех общин как юридических лиц Законодателю следует более взвешенно подойти 12 Так, льготы на традиционное землепользование, добычу водных и лесных биоресурсов предусмотрены Земельным кодексом РФ (2001), Водным кодексом РФ (2006), Лесным кодексом (2006), ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире», ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», иные льготы - в налоговой, социальной, образовательной, культурной сфере — также иными нормативными правовыми актами (Закон РФ от 25.03.1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Налоговый кодекс, часть вторая от 05.08.2000 г., ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и др. законами и подзаконными актами). 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz