Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))
и объединившихся по кровнородственному или территориально-соседскому признакам, обладающих особым статусом и осуществляющих традиционное природопользование) наблюдается очевидное преимущество для объединений лиц, традиционно проживающих в данном регионе, имеющих очевидные национальные признаки. Необходимость предоставления коренным малочисленным народам особого статуса, включая возможность создавать специальные субъекты права — общины как юридические лица — обусловлена тем, что эти народы малочисленны (т.е. под угрозой исчезновения), как правило, проживают в экстремальных климатических условиях, негативно сказывающихся на жизнь и здоровье этих народов. Трудовая деятельность представителей малых народов в традиционных для них отраслях хозяйствования серьезно затруднена в силу возможной удаленности проживания либо в силу того, что природные ресурсы, являющиеся для них источником выживания, сокращаются из-за хозяйственной деятельности на этих территориях промышленных и иных предприятий. Некоторые вопросы вызывает тот факт, что общины коренных малочисленных народов РФ, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создаются в целях, направленных на достижение общественных благ - защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов РФ (ч. 2 ст. 6.1. ФЗ № 104-ФЗ: община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана). Таким образом, целями деятельности общин Кольских саамов должны выступать защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Но деятельность общин коренных малочисленных народов РФ естественно выходит за пределы чисто некоммерческой, что обусловлено необходимостью осуществлять и хозяйственную (экономическую) деятельность для их существования (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу № АЗ3-276/2016). Так, а апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 марта 2015 г. по делу N 33-827 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с иском к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа саами «Чигар» (далее — Община) о ликвидации данной некоммерческой организации. В числе прочих нарушений указывалось, что ответчиком осуществляется такой вид экономической деятельности как оказание туристских услуг, не связанный с традиционной хозяйственной деятельностью и не соответствующий целям создания Общины. Однако, Судебная коллегия в результате рассмотрения иска и, принимая во внимание возможность для устранения допущенных нарушений, признала, что имевшие место в деятельности Общины нарушения действующего законодательства по своему характеру и последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации. Община коренных малочисленных народов может заниматься предпринимательской деятельностью, если таковая соответствует целям, для достижения которых создана община (традиционные занятия коренных малочисленных народов — Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2737-0). При этом традиционное природопользование выступает материальной основой сохранения коренными малочисленными народами 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz