Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2018(9))

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, куда входят представители сорока семи малых народов, включая саамов, т.е. индивидуум или семья (род) должны иметь доказательства принадлежности к данному перечню. Однако данный вопрос — о способах доказательств принадлежности к малым коренным народам — на сегодняшний день законодательно никак не регулируется. Кроме того, специальный по отношению к ГК РФ закон — № 104-ФЗ — допускает в тексте пропуск слова «коренной», употребляя везде понятие «община малочисленных народов». Однако малочисленные могут быть и не коренными (коми и иные малые народности в Мурманской области не имеют право создавать общины по той модели, которая характерна именно для саамов). Более того, можно согласиться с мнением и о том, что наличие критерия малочисленности народа «носит дискриминационный характер и никак не соответствует планам правительства по демографическому росту населения», поскольку таким образом не стимулируется рост численности малого народа, который в обмен на «малочисленность» получает защиту своих прав, что порождает своего рода «иждивенческое» поведение целого народа, не заинтересованного в превышении своей численности выше порогового значения под угрозой лишения особых прав [Гарипов, 2012: 70]. По закону «общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры» и организуются «на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам» (ст. 1 ФЗ № 104-ФЗ, ст. 6.1 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ). В ГК РФ это понятие сформулировано несколько иначе: «добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации». Обращает на себя внимание и то, что в ГК РФ, в отличие от вышеназванных законов, община коренных малочисленных народов рассматривается как добровольное объединение граждан, и без указания на то, что она — результат самоопределения, что в большей степени соответствует корпоративной (членской) организационной структуре некоммерческой организации. В результате анализа правовых норм о статусе общин коренных малочисленных народов можно сделать вывод о том, что им присущи следующие признаки (особенности): самоопределение группы населения как самостоятельной этнической общности, насчитывающей менее 50 тыс. чел. (либо представителей этнических общностей, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в районах проживания этих народов и осуществляющих традиционное хозяйствование малочисленных народов); место проживания общины — район традиционного расселения компактной группы населения; ведение общиной традиционной хозяйственной деятельности, промысла. Следует также отметить, что ч. 2 ст. 19 Конституции России государство гарантирует всем равенство прав и свобод независимо от национальности, языка, происхождения. В случае создания общин как особого рода юридических лиц (это добровольное объединение граждан, представляющее собой специфическую форму самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz