Труды КНЦ вып.9 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 1/2018(9) Часть 2)

только в 2016 г. привлечь в Европейскую программу инвестиций 164 млрд евро [12]. В нашей стране идеи «круговой экономики» также все больше овладевают как научной и экологической общественностью, так и органами государственного управления экономикой и сферой природопользования. Реформа государственного управления обращением с отходами производства и потребления была запущена в 2014 г., что потребовало принятия трех федеральных законов, которые внесли в законы «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды» изменения, способствующие развитию всех видов деятельности по сокращению, повторному использованию и рециркуляции, осуществляемые в процессе производства, обращения и потребления, т. е. созданию «круговой» экономики [13-15]. Например, направления государственной политики в области обращения с отходами в новой редакции федерального закона «Об отходах производства и потребления», признанные приоритетными, и их последовательность: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов — полностью соответствуют Директиве 2008/98/EC «Об отходах» [16]. Суть управленческих инноваций заключается в том, что органы государственного управления теперь будут выполнять функции планирования и прогнозирования, а не ограничиваться только функцией контроля и надзора за размещением отходов в окружающей среде и сбором платежей за него. Выполнение функции планирования означает установление нормативов накопления и утилизации отходов и использованных товаров, утверждение основ ценообразования на отходы, включаявторичное сырье, и территориальных схем обращения с отходами. Также будет применяться программно-целевой метод в управлении отходами производства и потребления на федеральном и региональном уровнях, включая разработку инвестиционных программ. Это позволит возложить ответственность за достижение программных целей и показателей непосредственно на органы государственного управления отходами, а не распределять ее, как было прежде, среди многочисленных организационных подразделений государственных органов управления природопользованием. Таким образом, можно констатировать значительный прогресс в совершенствовании функций, форм и инструментов в деятельности органов государственного управления по обращению с отходами производства и потребления. Однако эти изменения мало затронули проблему обращения с горнопромышленными отходами, так как основным предметом регулирования на современном этапе реформы государственного управления являются твердые коммунальные отходы и использованные товары. Решение проблем образования и использования горнопромышленных отходов по-прежнему почти целиком возложено на компании, производящие эти отходы. Нововведения коснулись в основном системы надзора за размещением отходов и платы за него с целью стимулирования снижения объемов образования отходов и их утилизации. Согласно п. 7 ст. 16.3 федерального закона № 7-ФЗ плата за размещение отходов не взимается при размещении отходов на объектах размещения отходов ((полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.), которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, и это может быть подтверждено данными мониторинга и при накоплении отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов. При размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова к ставкам платы за негативное воздействие применяется коэффициент 0; при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на праве собственности при размещении отходов IV, V классов опасности — коэффициент 0,3; при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности — коэффициент 0,5 [10]. Также предприятия будут поощрять, снижая плату за уменьшение объемов образования отходов посредством их захоронения в горных выработках и за строительство новых объектов их размещения за собственные средства. Стимулирование комплексного использования минерального сырья, извлечения из него ценных компонентов и использования отходов в качестве вторичного сырья перенесено во времени на начало перехода экологически опасных предприятий на принципы НДТ, т. е. не будет применяться еще 5 лет. По нашему мнению, в переходный период на принципы НДТ государственный регулятор может восстановить функции планирования и прогнозирования в обращении с горнопромышленными отходами, которые до сих пор являются прерогативой горнодобывающих компаний. Планы компаний по модернизации для получения комплексного экологического разрешения могут составить основу комплекса мероприятий государственных федеральной и региональных программ по управлению горнопромышленными отходами. Финансирование мероприятий этих программ должно быть дополнено за счет средств государственных бюджетов, прежде всего, по направлениям: информационное обеспечение и научные исследования по максимальному извлечению ценных компонентов из горнопромышленных отходов и использованию их в качестве вторичного сырья. Государственные органы управления уже сегодня могут решить проблему использования техногенных месторождений, которые находятся в собственности компаний, по аналогии с неиспользованными земельными участками. Многие меры государственного регулирования, уже включенные в новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и отслужившими свой срок товарами, можно применить и в отношении управления горнопромышленными отходами. 909

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz