Труды КНЦ вып.9 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 1/2018(9) Часть 2)

прогнозного анализа социально-экономических последствий создания опорной зоны до бизнес-плана каждого проекта и нотариально заверенных копий учредительных документов потенциальных участников опорной зоны. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ должен найти потенциального участника опорной зоны и составить с ним «Соглашение о подготовке заявки о создании опорной зоны», в котором субъект Федерации должен указать порядок предоставления информации потенциальному участнику для целей оценки им своего участия в инвестиционном проекте, а также в нем должен быть определен порядок распределения расходов между сторонами по подготовке заявки [9]. При этом формы взаимодействия федерального органа управления недропользованием и органов исполнительной власти субъекта Федерации не определены, зато федеральные органы наделяются функциями экспертизы заявок на нескольких ее этапах. Можно предположить, что если проект федерального закона «Об Арктической зоне» будет одобрен в существующем варианте или даже с небольшими отклонениями от него, например, будет снижена до реальной стоимость якорного проекта, то вероятность создания минерально-сырьевых центров в опорных зонах АЗ РФ все равно остается очень низкой на всем этапе реализации государственной программы развития Арктики, т. е. до 2025 г. Однако арктические субъекты Федерации, несомненно, будут пытаться обосновать заявки на включение в опорные зоны своих проектов, так как привлечение инвесторов остается одним из основных показателей эффективности деятельности высших должностных лиц региона. В связи с этим субъекты Федерации должны будут изыскать средства на финансирование научных исследований, необходимых для технико-экономического и экологического обоснования целесообразности освоения месторождений полезных ископаемых. Конечно, эта задача будет стоять и перед потенциальными участниками опорных зон, но, хочется подчеркнуть, что теперь не только перед ними. В настоящее время горнопромышленные компании несут расходы на научно-исследовательские, опытно­ конструкторские и технологические работы или на покупку патентов, но часто эти расходы представляют собой просто уловку для создания положительного имиджа при получении лицензий на развитие минерально-сырьевой базы или на размещение отходов. Поэтому они не всегда достаточны для завершения научно-исследовательских работ или для внедрения их результатов в производство. Развитие АЗ РФ посредством формирования опорных зон можно рассматривать как предпосылку увеличения финансирования комплексных научных исследований в сфере недропользования, включая проблему использования горнопромышленных отходов, хотя бы за счет появления нового его источника — средств субъекта Федерации. Нельзя не напомнить о высокой степени наступления важного события в государственном управлении природопользованием: о переходе промышленных компаний на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Этот переход, который состоится после 2022 г., будет иметь принудительный и обязательный характер, т. е. государственные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды усиливают свое воздействие на компании и, в первую очередь, на экологически опасные или причисленные к I категории [10]. Для этих предприятий нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР), которое будет выдаваться на принципах НДТ с установлением для них технологических нормативов. Заявку на получение КЭР надо подать в срок с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. Горизонтальные информационно-технические справочники НДТ «Утилизация и обезвреживание отходов» и «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», предназначенные для выбора технологии и сравнения НДТ с применяемой на предприятии, были разработаны еще в 2016 г.; составление «вертикальных» (отраслевых) справочников по добыче и обогащению угля, золота, руд черных и цветных металлов по графику должно было завершиться в 2017 г. Если применяемые ныне технологии добычи руды, ее первичной переработки и использования горнопромышленных отходов не соответствуют НДТ, то компании придется разработать программу модернизации. В связи с этим можно ожидать, что компании будут финансировать новые научные исследования, приобретать патенты и внедрять уже полученные результаты, многие из которых годами лежат «мертвым грузом». В частности, к ним можно отнести многочисленные исследования по использованию горнопромышленных отходов хибинских месторождений апатит-нефелиновых руд, оленегорских месторождений железорудного сырья, ковдорского месторождения комплексных руд, сопчеозерского месторождения хромовых руд для доизвлечения ценных компонентов и применения в строительстве, которые выполненыучеными Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева ФИЦ КНЦ РАН [11]. Если рассмотренные внутренние противоречия в государственном управлении недропользованием разрешаются медленно или задача по их устранению вовсе не стоит на повестке дня у федерального регулятора, то уже сегодня с удовлетворением можно отметить, что самое известное политэкономическое противоречие между экономическим ростом и затратами на охрану окружающей среды опровергается практикой последних десятилетий развития экономики в разных странах мира. Другими словами, все больше появляется доказательств того, что обществу выгодно выделять различные ресурсы для охраны окружающей среды, в частности, на решение проблемы использования отходов производства и потребления. В настоящее время активно осуществляется теоретическое обоснование производственной модели, в которой использование сырья уменьшается, а отходы сводятся к нулю, получившей название «циркулярная» или «круговая экономика». В странах Европейского союза уже создана финансовая платформа для ее развития на базе Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank) и нескольких других, что позволило 908

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz