Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

стратегии образования с учетом сложившихся социально-культурных реалий. Во-вторых, несмотря на активное научное обсуждение вопроса, российское законодательство пока не предлагает достаточно четких определений понятий «религиозное образование», «религиоведческое образование», в связи с чем в реальной российской практике нередко возникают проблемы с точным определением лицензированного, юридически и этически безопасного преподавания религии. В-третьих, сравнительно недавние изменения в правовом аспекте взаимодействия религии и церкви обеспечивают реализацию права на религиозное образование. Это право теперь сопровождается институциональными действиями и актами: издание культовой и религиозно­ образовательной литературы, создание Учебного комитета РПЦ, воскресных и других церковных школ, рост числа духовных учебных заведений, расширение зарубежных образовательных контактов церкви и т.д. Полемика по вопросам взаимодействия светских и церковных институтов в области образования имеет давнюю историю, даже если рассматривать только «постсекулярную эпоху», которая в России может вести отсчет с 1990-х годов. Проблемы образования — лишь часть более обширного дискуссионного поля. Оно включает немало проблем, теоретических и социальных, касающихся межинституциональных отношений, их реальной и потенциальной конфликтогенности. Особенно когда дело касается религиозных институтов, конфликт неизбежно переводится в ценностную плоскость, а потому он исключительно сложен для урегулирования. Религиозный фактор в развитии социально-политических отношений в России ощущается все сильнее. Аргументированными представляются опасения: «Процессы десекуляризации в обществе, в сфере образования, участие церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между церковной и государственной элитами порождает у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства» [Рудыка, 2016: 145] и, соответственно, религии от светского образования. Церковь интегрирована в гражданское общество и прилагает много усилий для укрепления своих социальных связей. По мнению специалистов, «начало ХХ1 века в отечественном богословии ознаменовалось становлением в ней солидного социального дискурса» [Писманик, 2005: 20]. В начале 2000-х годов были приняты социальные концепции не только РПЦ, но и других конфессий (российских мусульман, евангелистов). В настоящее время РПЦ руководствуется в образовательной деятельности документом «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000). В нем отмечено: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир <...>. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования» [Основы социальной концепции, ЭР]. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz