Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

В то время как пимы — это «нарядная обувь с длинными голенищами, заимствованная саамами у коми в конце XIX - начале XX века, сшитая из темных (для мужчин) или чередующихся темных и белых койб (для женщин), с подошвами из оленьих щеток (грубый волос с нижней части ног оленя)» [Саамский костюм, 2009: 27]. Проведение Праздника Севера не прекращалось даже в военное время (рис. 1). Как отмечают, М. Дубницкий и А. Храповицкий, в этот период гонщики- оленеводы были в центре внимания. «Традиционные малицы они сменили на армейские шинели и флотские бушлаты, на ушанках горели красные звездочки. Сверху надевали маскировочные халаты с капюшонами» [Дубницкий, Храповицкий, 1974: 62]. Рис. 1. 11-й традиционный Праздник Севера в городе Мурманске (1945 год) [URL.: http :// lovozerie.ru/gallery 1/category/ 103-lovozero.html] В военные годы программа соревнований претерпела изменения. Так, в ней появились состязания по перевозке грузов оленьими упряжками, которые были просто незаменимы на передовой. А в 1945 году впервые были проведены соревнования по буксировке лыжника оленями, которые завоевали большую популярность. Кроме того, в Полярных Олимпиадах военных лет участвовало много саамских женщин, поскольку мужчины уходили на фронт [Дубницкий, Храповицкий, 1974: 62-63]. С 1970 года Праздник Севера присоединён к календарю международных спортивных мероприятий. На Полярную Олимпиаду стали приезжать участники из многих стран мира (Финляндии, Норвегии, Швеции, Болгарии, Чехии, Чехословакии, Италии и др.). А с 1984 года Праздник Севера перенял у Олимпийских игр традицию олимпийского огня, который с тех пор ежегодно зажигается на Центральном стадионе города Мурманска. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz