Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

воспитательными учреждениями, со сложившимися традициями форм взаимодействия. Формированию таких традиций и усилению церковного влияния на учительство способствовало, в частности, учреждение областного общества православных педагогов в сентябре 2008 года. Примерно равны показатели взаимодействия со школьниками и выпускниками (11 % и 12,6 % по епархиям), а также с вузами (2,5 % и 3 % соответственно), несмотря на то, что высшие учебные заведения области располагаются на территории Мурманской и Мончегорской епархии. Отчасти это связано с активным участием Североморской епархии в организации научно­ образовательных мероприятий, в том числе ежегодных «Рождественских чтений» и других. Североморская епархия уделяет большее внимание, чем Мурманская и Мончегорская, такому аспекту образовательной деятельности, как обращение к органам власти по вопросам науки и образования (7 % против 3 %). В свою очередь, Мурманская и Мончегорская епархия уделяет вдвое больше внимания сотрудничеству с Министерством образования области (4,4 %против 2,2 %). Это представляется логичным, поскольку профиль Североморской епархии предполагает коммуникации, в первую очередь, с военными ведомствами. Поскольку одна и та же статья может содержать сразу несколько тем (событий), свидетельствующих о влиянии церковной образовательной и просветительской деятельности на другие социальные институты, то имеет смысл говорить о степени насыщенности обоих сайтов подобной информацией. Так, количество статей за 2013-2017 годы на сайте Мурманской и Мончегорской епархии (355) примерно вдвое меньше числа статей сайта Североморской Епархии (644, без учета статей на тему сотрудничества церкви и Северного флота), но на сайте с большим количеством статей вдвое меньше образовательных событий, чем на сайте с меньшим числом статей. На сайте Мурманской и Мончегорской епархии за пять лет насчитывается 845 событий в 355 статьях, на сайте Североморской епархии — 498 событий в 644 статьях. Это означает, что насыщенность контента официального сайта Мурманской и Мончегорской епархии намного превосходит наполнение сайта Североморской епархии. Мы усматриваем в этом действие факторов, во-первых, возраста епархий (и в том числе создания электронных ресурсов: официальный сайт Мурманской и Мончегорской епархии функционирует с 2009 года), во-вторых, демографической и поселенческой специфики «окормляемых» ими территорий, в-третьих, различий в приоритетных направлениях деятельности. Сопоставление данных по годам позволяет определить некоторые тенденции динамики ситуации (рис.3, 4). Большей стабильностью характеризуются показатели по Мурманской и Мончегорской епархии. С 2013 по 2016 годы по большинству позиций наблюдается тенденция к росту событий, связанных с взаимодействием со школами, учителями и школьниками, вузами, отделами образования и различными организациями, включенными в культурно-образовательный процесс, со СМИ по вопросам образования (рис. 5, 6). При росте числа публикаций в ряде случаев снижается их процентное соотношение с другими категориями событий, например, это касается взаимодействия со СМИ. На 2015 год приходится наибольшее число событий образовательной жизни епархии, прежде всего в сфере внешних социальных коммуникаций. Это соответствует 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz