Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))
ризницы и ни церковной утвари, кроме ветхих икон, на реставрацию которых не было средств [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. Нотозерская часовня находилась в 5 верстах от приходской церкви, а сонгельская — в 75 верстах [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. Богослужение в них совершалось по 2 раза в год: в первой церкви — в Пасху и 6 января, и во второй — в январе и в одну из недель великого поста, «когда местные саамы исполняют христианский долг исповеди и причастия» [Краткое историческое описание, 1896: 212-214]. В 1904 году в нотозерской часовне богослужения отправлялись во второй день Богоявления Господня, в Великий пост в каждое воскресенье и во второй день Святого Воскресения. А в сонгельской часовне «за ветхостью бегослужения не отправлялись» [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. В обоих погостах было открыто по одной церковно-приходской школе, которые находились в отдельных зданиях. В 1899 году церковно-приходская школа в Нотозерском погосте была закрыта, но в 1902 году была открыта вторично как школа грамоты [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 45-58]. Настоятелями прихода в разное время были священники: 1. Георгий Кириллович Терентиев (1862— 1871 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 5-8; Федоров, 2017: 196]; 2. Михаил Петрович Федоров (1872-1873, 1878-1880 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 72. Л. 1-3; Федоров, 2017: 213]; 3. Павел Иванович Терентиев (1880-1883 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 13-20; Федоров, 2017: 198]; 4. Павел Васильевич Дмитриев (1885-1891 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 112. Л. 11-14; Федоров, 2017: 64]; 5. Иоанн Иосифович Костылев (1892-1906 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 305. Л. 45-58; Краткое историческое описание, 1896: 212-214; Бардилева, 2015: 195; Федоров, 2017: 106]; 6. Иоанн Васильевич Быков (1906-1909 годы) [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 311а. Л. 45-58; Федоров, 2017: 38]; 7. Виталий Михайлович Черняев (1909-1916 годы) [Бардилева, 2015: 195-196; Федоров, 2017: 222-223]; 8. Назарий Алексеевич Синцов по указу Архангельской духовной консистории с 13 октября 1918 года временно исполнял обязанности настоятеля Нотозерского прихода, и как минимум по 1921 год, так как в этом году проживал в Нотозерском погосте) [ГАМО Ф. И-17 Оп. 1Д. 330 Л. 30-36; Федоров, 2017: 183-184]. 5. Ловозерский лопарский приход был основан в 1862 г. и включал в себя 4 погоста: Ловозерский, Лявозерский, Воронинский, Семиостровский (причем Семиостровский и Лявозерский приходы до этого входили в состав Понойского прихода) [Краткое историческое описание, 1896: 233-242] и 11 колоний на Восточном Мурмане: Териберка, Гаврилово, Шельпино, Щербиниха, Трящино, Рында, Золотая, Харловка, Семь Островов, Восточная Лица и Варзино. В дальнейшем из колоний Восточного Мурмана было образовано три прихода: в 1885 году — Териберский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 99-112], в 1893 году — Гавриловский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 113-125] и в 1902 году — Рындский [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 310а. Л. 127-138]. Увеличение числа колонистов-лютеран (норвежцев, финнов и фильманов (саамов-лютеран) на Западном Мурмане, а позже, и появление Лютеранского 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz