Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

Бориса и Глеба, ее же прихожанами являлись и саамы Нявдемского погоста. Оба погоста были приписаны к Кольскому приходу. Однако, несмотря на результаты миссионеркой деятельности, до середины XIX века не было самостоятельных саамских приходов, а саамские погосты были закреплены за Кольским, Понойским и Кандалакшским приходами, а также Печенгским монастырем (с середины XVI века по 1764 год). Печенгский погост, после секуляризации земель и упразднения монастыря был приписан к Кольскому Собору). После упразднения Кандалакшского и Печенгского монастырей остались только 3 прихода, в состав которых входили саамские погосты: Кольский приход (10 погостов: Кильдинский, Вороньинский, Ловозерский, Масельский, Нотозерский, Сонгельский, Мотовский, Печенгский, Пазрецкий и Нявдемский); Кандалакшский приход (2 погоста: Бабенский и Экостровский) [МОМ НВ 2029/25 ПИД; ГАМО Ф. И-20]; Понойский приход (7 погостов: Семиостровский, Лявозерский, Иокангский, Лумбовский, Каменский, Куроптевский, и Сосновский). И на протяжении длительного времени новые приходы не создавались. Таким образом, несмотря на всю значимость миссии священника Алексея Симонова, развития церковно-приходской системы на Кольском Севере не происходило вплоть до 1840-х годов. «Лопарские приходы» и приходы с саамским населением. В основной своей массе новые приходы стали выделяться из Кольского и Понойского приходов. Процесс создания новых приходов начался с 1840-х годов и усилился с 1860-х годов в связи с колонизацией Мурманского берега и увеличением числа населения на Кольском Севере. При каждом приходе причт состоял из двух штатных единиц: священника и псаломщика, которым отпускалось жалованье из казны. Особо стоит отметить наименование в клировых ведомостях ряда новых приходов «лопарскими». При учете населения прихода в третьей части клировых ведомостей среди крестьян отмечалась их этническая принадлежность, а те приходы в которых саамы были «титульным» народом (в случае если приходская церковь располагалась в саамском погосте) назывались «лопарскими» (так как по терминологии того времени саамов называли лопарями). Таким образом, видно, что клировые ведомости несут в себе еще и этнографическую информацию. Стоит более подробно остановиться на тех приходах, что вышли из Кольского прихода. 1. Печенгский лопарский приход был образован в 1855 году и открыт как самостоятельный приход при бывшей монастырской церкви во имя Сретения Господня при мощах Преподобного Трифона 11 ноября 1857 года для саамского населения. [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 78. Л. 9-12; там же. Д. 103. Л. 95-101]. После восстановления Печенгского монастыря в 1886 году приход остался при Трифоновской церкви (где были захоронены тела 116 печенгских мучеников погибших от рук шведского отряда в 1590 году). Церковь была построена «из часовни, стоявшей на месте бывшаго Печенгскаго Троицкаго монастыря» с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила в 1880 году колонистами, заселявшими это место с 1870 года [ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 112. Л. 7-10; Федоров, 1996]. По возобновлению Печенгского монастыря на прежнем месте колонисты были переселены в колонию Гагарку, а Трифоновская церковь 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz