Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

начавшаяся в первой четверти XVI века, требовала не только деятельности здесь «миссионеров-одиночек», но и создания местных монастырей. Уже во второй половине XVI столетия на западе и юге Кольского полуострова существовало, по меньшей мере, три монастыря: Троицкий Печенгский, Петропавловский Кольский и Пречистенский Кандалакшский» [Никонов, 2011: 310]. В конце XVII века «центральная власть озаботилась вопросом христианизации некрещеных народов Московского государства» [Никонов, 2011: 310]. По мнению М. Г. Кучинского, миссионерская деятельность Швеции и Дании среди западных групп саамов на Скандинавском полуострове не осталась без внимания и России, власти которой расценивали это как работу по закреплению данных территорий за собой, что в свою очередь требовало ответа [Кучинский, 1998: 105-106]. Однако, общая картина причин, побудивших российское правительство организовать миссию, будет неполной, если не отметить того факта, что после церковной реформы патриарха Никона во второй половине XVII столетия происходили народные волнения в Карелии и на Беломорье. То есть была потенциальная возможность более широкого распространения старообрядчества, чего государственная власть ни как не могла допустить. В результате по российской части Лапландии была организована миссия кольского священника Алексея Симонова с ноября 1681 по февраль 1682 года. В ходе расспросов коренного населения, проведенных им в указанный период, выявилось незнание основ православного вероучения [Кучинский, 1998: 107-109; Никонов, 2011: 310; Митрофан, 2017б: 284-285]. Так, в отчете Алексея Симонова относительно Вороненского погоста сообщается следующее: «крещены, де, оне с давних лет, а веры православныя христианства обычаев никаких не знают, и проповеди Святого Евангелия и благочестии поучения ни от кого не слыхали; а от святого крещения лет по двадцати и по тридцати, а иные и до старости у отцев духовных и во церквах не бывали; и тайны святаго покаяния не знают, и тела и крови Господа нашего Иисуса Христа не причащалися и иных таин Святыя православные христианские церкви не держат, для того, что живут, де оне от Кольского острога в дальних местах» [Кучинский, 1998: 107]. Такая ситуация характерна почти для всех посещенных Алексеем Симоновым погостов, кроме Пазрецкого и Нявдемского, и то с большой оговоркой о частичном знании основ православного вероучения [Кучинский, 1998: 109]. Более того, в трех посещенных погостах, Вороненском, Семиостровском и Ловозерском, «обычаи, де они, лопари, держат от прародителей своих» [Кучинский, 1998: 107-108], то есть придерживаются традиционных верований. В итоге миссии Алексея Симонова жители 8 саамских погостов построили у себя следующие часовни: 1) в честь Рождества Воскресения Христова — Вороненский погост, 16 ноября 1681 года; 2) во имя Пресвятой Богородицы — Семиостровский погост, 26 ноября 1681 года; 3) во имя Богоявления Господня — Ловозерский погост, 22 декабря 1681 года; 4) во имя Воскресения Господня — Масельский погост, 3 января 1682 года; 5) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — Екостровский погост, 18 января 1682 года; 6) во имя Иоанна Предтечи — Бабинский погост, 10 февраля 1682 года; 7) во имя Николая Чудотворца — Нотозерский погост, 12 февраля 1682 года; 8) во имя великомученика Георгия — Сонгельский погост, 15 февраля 1682 года [Кучинский, 1998: 106-109]. В Пазрецком погосте имелась церковь святых князей 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz