Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

Источники Из архивных (неопубликованных) материалов в качестве основного источника были взяты клировые ведомости православных приходов первого и второго Кольских благочиний Архангельской епархии за период с XIX по начало XX веков. Клировые ведомости по Кольскому Северу в основной своей массе хранятся в Государственном архиве Мурманской области в фондах И-17 «Благочиние Мурманского округа Олонецкой епархии (1824-1938 гг.)», И-20 «Кандалакшский приход (1721-1920, 1927-1931 гг.)», И-67 «2-е Александровское благочиние Архангельской епархии (1899-1918 гг.)», И-73 «2-е Кольское благочиние Архангельской епархии (1883-1899 гг.)». По Кандалакшскому приходу источник хранится в фондах Мурманского областного краеведческого музея в виде прошнурованной книги за 1829-1905 годы [МОМ НВ 2029/25 ПИД]. Клировые ведомости — это годовые отчеты приходского духовенства о состоянии вверенного им прихода. Они состояли из трех частей: ведомости о церкви, ведомости о причте и ведомости о прихожанах. Представляют собой массовый источник как по истории, так и по этнографии. В третьей части документа указывается этническая принадлежность прихожан — «лопари» [например, ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 15. Л. 73-72], а созданные приходы называются «лопарскими» [например, ГАМО Ф. И-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-4], поскольку населенные пункты (саамские погосты) являются моноэтническими образованиями или с преобладанием саамского населения. Таким образом, на основании данных этого источника можно реконструировать процесс образования саамских приходов и степень включенности народа в церковно­ приходскую систему Русской Православной Церкви на Кольском Севере накануне революционного процесса, начавшегося в России в 1917 года. Среди опубликованных источников отметим «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии». Выпуск III за 1896 год основан на клировых ведомостях за указанный год. Он представляет собой своеобразный экстракт данных из накопленного материала по церковно­ приходской истории Кольского Севера до 1896 года или за 1895-1896 годы [Краткое историческое описание, 1896]. Другим не менее важным и своеобразным документом является «Отчет священника кольского собора Всемилостивого Спаса Алексея Симонова о поездке по саамским погостам в ноябре 1681 — феврале 1682 г.», который был опубликован три раза: в 1998 году М. Г. Кучинским, в 2004 году А. Ю. Жуковым, и в 2009 году В. В. Калугиным [Кучинский, 1998: 104-111; Жуков, 2004: 298-304; Калугин, 2009]. Оригинал хранится в Российском государственном архиве древних актов: фонд 137 «Боярские и городовые книги» опись 2, дело 114. Нельзя не согласиться с мнением М. Г. Кучинского, который оценил данный источник как представляющий многосторонний интерес, так как он «содержит ценные сведения о духовной культуре саамов в последней четверти XVII века и дает основание критически взглянуть на государственную политику христианизации на окраинах зарождавшейся империи» [Кучинский 1998: 106]. Христианизация кольских саамов до образования «лопарских приходов» Процесс христианизации кольских саамов, можно сказать, проходил на протяжении всей дореволюционной истории Кольского Севера. Как отмечает С. А. Никонов, «христианизация коренного населения Кольского Севера, 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz