Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

епархии особенно активна. Вместе с тем на третьем месте оказался город Апатиты (38,7 %), который считается неофициальной «культурной столицей» области и в котором находятся академический центр и филиал университета. Это заслуживающий внимания факт, если учесть, что на Кольском полуострове в досоветский период православные традиции были закреплены лишь локально, а в советское время о таких традициях, особенно в регионе «социалистических строек», говорить не приходится. Приведенные показатели, соответствующие общему процессу десекуляризации, одновременно свидетельствуют об успешном взаимодействии РПЦ с институтом образования в Мурманской области. Направления сотрудничества определяются официальными соглашениями между Министерством образования Мурманской области, обеими епархиями и Мурманской митрополией. Установилась традиция их подписания на научно­ богословских конференциях «Трифоновские чтения» и на Рождественских чтениях, разрабатываются планы совместных действий по реализации соглашений [В Североморской епархии, ЭР; Министерство образования, ЭР; Минобразования, ЭР; Минобрнауки, ЭР; Мурманская епархия, ЭР; Подписано соглашение, ЭР и др.]. Стороны далеко не по всем вопросам приходят к согласию, возможны «ведомственные» конфликтные ситуации. В феврале 2014 года Комитет по образованию администрации города Мурманска проводил мероприятие «Зимняя школа» на тему «Духовно-нравственные ценности православной культуры» для учителей, преподающих основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Отдел религиозного образования и катехизации Мурманской митрополии направил официальный отказ от участия в нем «в связи с тем, что в программе данного мероприятия издательство «Вентана-Граф» представило свои учебники по ОРКСЭ», которые «не предусматривают выбор учебного модуля курса Основы Православной культуры родителями школьников и тем самым нарушают гражданские права родителей на выбор модуля» (со ссылками на Закон об образовании РФ и приказ Министерства образования) [Информация, ЭР]. В любом случае, наблюдается активный диалог между органами управления церковным и государственным образованием, который способен влиять на принятие решений. Результаты эмпирического исследования Для определения положительных и отрицательных последствий распространения деятельности конфессий на сферу светского образования необходимо выяснить, как ситуация складывается в отдельных регионах и городах с учетом местных этно-конфессиональных и демографических особенностей. Реальное положение дел определяется тем, как ориентирована и организована деятельность церковных структур в отношении контактов с общественными, образовательными, властными, муниципальными структурами, насколько эта деятельность находит отклик, в чем стороны видят свою цель и проблемы ее достижения, какими представляют реальные и потенциальные результаты своих усилий. Мы обратились к первому из названных аспектов. Предметом исследования является сотрудничество епархий Мурманской области с различными структурами светского образования, а также с другими институтами по вопросам науки и образования. Источником послужили 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz