Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

развитие культурологического кругозора детей и молодежи. Более того, «реалии сегодняшнего дня со всей очевидностью свидетельствуют о том, что чем меньше у школьников и студентов знаний и адекватных представлений о традиционных, так называемых «классических», формах религий, тем более они восприимчивы к пропаганде религиозного экстремизма, идеологи которого умело пользуются мировоззренческой неудовлетворенностью и религиоведческой некомпетентностью молодежной аудитории. <...>. Примеры агрессивно - воинствующих сообществ легко находятся не только в исламе, но и в христианской среде, в том числе в русле современного православия» [Михайлова, 2017: 101] При этом специалисты и практики в сфере светского образования признают, что результат включения религиозного компонента в образование может оказаться опасным и непредсказуемым, если историко­ культурные сведения будут транслироваться детям, учащимся и студентам воцерковленными преподавателями через призму их религиозного восприятия, сопровождаясь утверждением сугубо религиозных ценностей. Для этого существуют специальные духовные учебные заведения (см., напр.: [Абрамов, Корнев, ЭР]). Государство и церковь в публичных заявлениях настаивают как на плодотворном взаимном сотрудничестве, так и на собственной автономии. В частности, представители духовенства, отвергая тезис оппонентов о сращении церкви и государства, утверждают, что эти институты не всегда поддерживают друг друга. В настоящий момент находятся два основных аргумента: вопрос об абортах и неясная ситуация с образованием. В недавней беседе с корреспондентом интернет-газеты ZNAK пресс-секретарь предстоятеля РПЦ отец Александр Волков признался: «У нас все было непросто с введением преподавания основ православной культуры в школах. И сейчас непросто. В ряде регионов все неплохо, в других все гораздо сложнее. И у самой Церкви еще нет окончательного понимания, как дальше нужно двигаться в этом направлении. Объективно, опыт преподавания основ православной культуры не всегда положительный. Тут есть над чем работать и есть что исправлять — и нам, и государству» [Мы понимаем, ЭР]. Процесс интеграции религиозных институтов и образования затронул все регионы России. В отдельных автономных субъектах РФ, где сильны позиции ислама и отчасти - других конфессий, проблемы обостряются. Сближение РПЦ с государством и одновременно введение курса религии, по мнению специалистов из этих регионов, «способно обострить мировоззренческую и религиозную нетерпимость», а потому «светское и религиозное образование и воспитание россиян в XXI столетии должны развиваться параллельно, а точки соприкосновения (и/или тесного сотрудничества) определяться по мере необходимости» [Муртузалиев, 2005 : 217]. Мурманская область, как и другие российские регионы, включена в процесс церковно-государственного сотрудничества в области образования. Так, по данным Министерства образования области, в 2015/16 учебном году по выбору родителей 30,7 % учеников 4-х классов изучали дисциплину ОПК («Основы православной культуры») в курсе ОРКСЭ («Основы религиозной культуры и светской этики») [Грацианова, ЭР]. Из муниципалитетов на первом месте Ковдорский район (100 %), высокие показатели также у Кольского района (71 %) и города Мурманска (35 %), где деятельность образовательного отдела 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz