Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

воспитание» (что и отличает религиозный дискурс на тему образования): «Система программных мероприятий по доработке и включению духовно­ нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования ориентирована на то, что основными задачами духовно­ нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются — развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей, — духовно­ нравственная профилактика развития пороков, — прививка детям и подросткам духовно-нравственного иммунитета», — цитата из опубликованного доклада представителя Министерства образования и науки Удмуртской республики на научно-практическом семинаре «Религия и образование» [Пермякова, ЭР]. В полном согласии с этой позицией в программной педагогической разработке утверждается: «Содержанием взаимодействия государственной системы образования и РПЦ в настоящее время является реализация совместно выработанных путей и средств введения в содержание современного образования опыта духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, накопленного в православной традиции» [Королькова, 2013: 120]. Автор — помощник митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия по науке и образованию, председатель отдела образования Среднеазиатского митрополичьего округа и директор института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений в одном лице (Москва). Перформативности текстов на темы образования, возможности риторических (идеологических, политических) спекуляций способствуют, во-первых, нечеткость терминологии и неоднозначность интерпретации «светского образования», «религиозного образования», «религиоведческого образования» и других понятий, во-вторых, принцип «нерасторжимости» образования и воспитания. Последнее предполагает, прежде всего, поведенческий и нравственный компоненты, а потому педалирование «воспитания» как цели образования предоставляет возможность снизить самоценность и социальную значимость знания как такового. Наиболее сбалансированная позиция по вопросу взаимоотношения религии и образования в условиях постсекулярного общества была сформулирована в 1990-е годы французским исследователем — доктором богословия и одновременно видным специалистом в области социологии религии Ж.-П. Виллемом и развита в его трудах. Для современной ситуации он предложил понятие «открытой светскости», связанной с признанием того, что не существует точки зрения, полностью лишенной элементов мифа и веры, поэтому ни одна точка зрения не позволяет относиться с презрением к другим, и утверждал, что в новых условиях задачей школы становится не усвоение секулярного или религиозного знания и ценностей, а ознакомление учащихся с великими символическими системами, с помощью которых люди жили и продолжают жить. Преподавание религии в школе следует рассматривать как часть общеобразовательной миссии школы, а не как часть евангелизирующей миссии церкви, а потому оно должно быть описательным, объективным, критическим, связанным с жизненным опытом учащихся и уважительным ко всем взглядам [Willaime, 1998; Виллем, 2000]. В качестве положительного последствия расширения в научно­ образовательной среде религиозных знаний и понимания значимости символических, в том числе религиозных, ценностей может рассматриваться 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz