Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

снижению частоты встречаемости всех типов хромосомных аббераций [Шредер и др., 2008; Дурнев и др., 2009; Дурнев и др., 2010б]. При анализе микроядер в клетках буккального эпителия отмечается повышение стабильности генома больных шизофренией вследствие выраженного антистрессового действия препаратов, применяемых для комплексной терапии [Калаев, 2015]. Поэтому необходимо учитывать степень эмоционального напряжения у человека для вычленения эффектов факторов окружающей среды уже на этапе формирования групп для обследования. Как правило, при цитогенетических исследований проводится интервьюирование родителей, направленное на определение уровня дохода на одного человека, уровня образования родителей, жилищных условий (размер жилой площади на 1 человека и качество жилья), состава семьи, число взрослых на одного ребёнка, наличие вредных привычек у членов семьи (частота курения и употребления алкоголя). В результате полученной информации исследователи получают информацию о жизненных ценностях, восприятии окружающей действительности, укладом, стилем жизни, традициями и пр. как конкретного ребенка, его семьи, так и обследуемой когорты в целом. Важность подобного интервьюирования заключается в том, что на нестабильность генома детей оказывают влияние социо-экономический статус семьи, эмоциональное напряжение родителей, менталитет, образ и качество жизни. Образ и качество жизни семьи оказывает влияние на нестабильность генома ребёнка. Так, при ухудшении условий проживания и со снижением душевого дохода семьи отмечается увеличение скорости пролиферации клеток в культуре крови детей, увеличение частоты встречаемости 2-ядерных клеток с множественными микроядрами (очень серьёзный признак глубины повреждения генома), а при увеличении душевого дохода — наблюдается снижение частоты образования несимметричных 3-ядерных клеток. Например, при ухудшении условий было отмечено ускорение пролиферации клеток в культуре крови детей. Но, помимо обстановки в семье, на геном ребенка оказывает значительное влияние и учебный процесс — показана связь психологического состояния учителя, его образования и стажа работы с показателями нестабильности генома учеников - чем ниже уровень образования учителя и степень его психологического комфорта, тем выше процент клеток, делящихся с нарушениями, ускоренно делящихся клеток, полиядерных клеток с микроядрами и другими повреждениями [Ингель, 2005; Ингель Ф. И. и др., 2011; Ингель Ф. И. и др., 2013]. Реакция на стресс индивидуальная и определенной степени зависит от генетической предрасположенности. Так, Психологическая депрессия (шкала Холмса-Рэя), Тревожность (шкала Тейлор), Переутомление (шкала Экклза), Межличностные отношения (методика Киселёва) — степень выраженности стресса у взрослых и детей на высоком уровне значимости коррелируют с содержанием диоксиновых соединений (полихлорированных бифенилов) в плазме крови обследованных людей, что связано с мутациями в генах детоксикации ксенобиотиков (PON54 (L/M или M/M), GSTM1 (0/0), GSTT1 (0/0)), которые могут приводить к увеличению степени выраженности стресса. Любые серьёзные мутации в геноме проявляются как предрасположенность к развитию состояния неадаптивного стресса. Генотоксические соединения (мутагены и канцерогены) индуцируют в клетках изменения, связанные с трансформацией 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz