Труды КНЦ вып.9 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 11/2018(9))

Выявление проблем сна среди школьников особенно важно для эффективной профилактики нарушений сна и улучшения успеваемости у этой группы населения. Половое созревание является важным периодом для развития различных факторов риска здоровью подростков, поэтому существует необходимость адекватной диагностики и коррекции нарушений сна для предотвращения заболеваний в более зрелом возрасте [Ohida, 2004]. Ранее у школьников, проживающих в Республике Карелия, была выявлена зависимость продолжительности сна от возраста [Kolomeichuk, 2016]. Изменения параметров сна указывают на ранние признаки десинхроноза между биологическими часами для выборки в 539 школьников Республики Карелия и социальными указателями времени [Коломейчук, 2017]. Полученные нами данные также предполагают возможность связи академической успеваемости с субъективной оценкой параметров сна в сочетании с качеством сна. Они могут служить в качестве маркеров нарушений сна в условиях Европейского Севера России Материалы и методы Исследование проводилось в сентябре 2018 г. проводились в пгт Умба Терского района. Сформированная группа состояла из 11 школьников в возрасте 14-17 лет. План исследования включал в себя интервьюирование, многопараметровое психологическое тестирование и цитогенетический анализ буккального эпителия и лимфоцитов периферической крови подростков. Обследование проведено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации об этических принципах медицинских исследований, утвержденной Всемирной медицинской ассоциацией, и нормами профессиональной этики: с соблюдением принципа конфиденциальности получаемой информации, обеспечением права человека отказаться от участия в обследовании; информированием испытуемого об использовании получаемой информации. Каждый испытуемый, отвечавший на вопросы теста, подписал информированное согласие на участие в обследовании. Интервьюирование школьников проводилось с использованием специально разработанного опросника на наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), медикаментозного лечения, флюорографического и/или рентгенографического обследования, условий режима дня и питания. Уточнялась этническая самоидентификация родителей, длительность их проживания на территории данного населенного пункта, а если в течение жизни были переезды, то уточнялось место рождения родителей и длительность проживания в каждом из мест проживания. Также родителями каждого из обследованных подростков заполнялся опросник, в котором указывалось наличие хронических заболеваний у ребенка, особенности течения беременности, родов и развития ребенка в течение первых лет жизни (рост и вес при рождении, во сколько ребенок начал ходить и говорить и т.д.). Проводился опрос подростков и их родителей о представленности в рационе питания продуктов местного происхождения (рыба, мясо, лесные грибы и ягоды, продукты питания, выращенные на дачных участках), употреблении витаминно-минеральных комплексов, рыбьего жира. Психологическое тестирование включало в себя блок стандартных психологических опросников, таких как: опросник исследования тревожности у подростков, типовая карта методики САН, шкала для психологической 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz