Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 10/2018(9))

3. Методы решения 3.1. Концептуальное моделирование Решение обозначенной выше задачи возможно получить различными способами. Одним из подходов, позволяющих получить приемлемое решение подобного класса задач, является разработка концептуальной модели предметной области (КМПО) морехозяйственной деятельности. Работы, проведенные научным коллективом в этом направлении были описаны в [ 6 ]. В результате была разработана концептуальная модель предметной области, учитывающая интересы стейкхолдеров, осуществляющих морехозяйственную и иные виды деятельности в морехозяйственном кластере Мурманской области. Модель представляет собой формализованное описание качественного состава субъектов и объектов морехозяйственной деятельности региона и отношений между ними (рис. 1.). Концептуальная модель предметной области может быть использована для прогнозирования и моделирования процессов управления социально­ экономического развития био- социо- экономических систем морехозяйственного кластера Мурманской области с целью синтеза приемлемых для всех заинтересованных сторон пространственных планов морепользования и обеспечения оперативной и адекватной реакции системы управления на изменения составляющих объекта управления и внешней среды. Рисунок 1. Схема концептуальной модели предметной области С другой стороны, КМПО необходима для обеспечения технологической основы решения задач интеллектуальной информационной поддержки по управлению морским (акваториальным) пространственным планированием развития морехозяйственных комплексов. Для этих целей, в процессе разработки модели было выделено 39 видов различных отношений, образующих иерархию и определены их свойства, потенциально значимые в контексте процедур логического вывода. Таким образом, разработанная модель представляет собой логическую систему, обеспечивающую возможность автоматизированного вывода заключений на основе имеющихся фактов, а, кроме того, может быть использована для анализа полноты и непротиворечивости коллективных знаний, представленных экспертами (рис. 2 ). 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz