Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 10/2018(9))

В рамках проводимого исследования результаты выполнения фазы проекта должны влиять на состояние экологической безопасности. Для этого предлагается при оценке результатов реализации фазы сразу формировать ее в виде изменения показателей экологической безопасности. В результате функционирования разнородных систем коммуникаций в Арктической зоне появляются нештатные ситуации, требующие оперативного вмешательства для возобновления нормального режима деятельности. Такие нештатные ситуации будем называть кризисными. Причинами появления кризисных ситуаций с точки зрения обеспечения экологической безопасности могут являться как техногенные воздействия (выход из строя оборудования, ошибки управления и т.д.), так и природные явления (высокая штормовая активность, сильное электромагнитное излучение естественных источников и др.). В разработанной концептуальной модели обеспечения экологической безопасности арктических коммуникаций кризисные ситуации представлены следующим образом: Cs {Csw}, где Csw = <OCS, SCS ,CCS, ReCS, ECCS> (10) OCS - множество объектов обеспечения ЭБ (objects o f crisis situation), задействованных в кризисной ситуации; SCS - множество субъектов обеспечения ЭБ (subjects o f crisis situation), задействованных в кризисной ситуации; CCS - класс кризисной ситуации (class o f crisis situation), определяющий степень потенциальной угрозы для экологической обстановки; ReCS - причины появления кризисной ситуации (reasons o f crisis situation); ECCS- ожидаемые последствия кризисной ситуации (expected consequence o f crisis situation). Ожидаемые последствия кризисной ситуации описываются в терминах появления различных видов загрязнения окружающей среды и уменьшения биоразнообразия природных ресурсов. Для описания загрязнения окружающей среды используется следующая формализованная конструкция: Pl = <NmPL, SoPL, TpPL, IndPL>, (11) где NmPL- наименование загрязнения (name o f pollution); SoPL- источники загрязнения (sources o f pollution); TpPL- тип загрязнения окружающей среды (type o f pollution); IndPL- множество индикаторов загрязнения (indicators o f pollution). В свою очередь множество индикаторов загрязнения IndPLвключает в себя элементы Indj, обладающей следующей структурой: Indj = <NmIND, TpIND, ValIND, ConIND>, (12) где NmIND- название индикатора загрязнения (name o f indicator); TpIND - вид индикатора загрязнения (type o f indicator), который может принимать два значения - качественный или количественный; ValIND- значение индикатора загрязнения (value o f indicator); ConIND- ограничения на значение индикатора загрязнения (constraints o f indicator), задаваемые нижней и верхней границей значения индикатора, определяющих предельно допустимый диапазон для конкретного индикатора. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz