Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 10/2018(9))

Рис. 1. Северный морской путь в Арктической зоне[4]. Приведем некоторые данные об экономической привлекательности Арктических регионов и проектов, направленных на развитие их транспортной инфраструктуры. В настоящее время через северные порты западного региона России (Мурманск, Архангельск, Витино) и нефтяные терминалы Обской губы, Варандейского месторождения осуществляется перевалка около 40 млн. тонн грузов в год. Около половины этого объема (19 млн. тонн) составляют нефтяные грузы, из которых 16 млн. тонн экспортируется [2]. Развитие Северного морского пути для Российской Федерации позволит значительно сократить время доставки грузов, продвинуться на новые рынки сбыта, проводить военную подготовку в экстремальных условиях Арктики. Но суровый арктический климат (вероятность штормов и низкие температуры в зимний период, быстрое оледенение, продолжительный ледовый период) ограничивает возможности судоходства [4]. Помимо положительного эффекта развития Арктики, наблюдаются и отрицательные тенденции: 1. Интенсивное загрязнение окружающей среды (трансграничный перенос загрязняющих веществ водными и атмосферными потоками, нефтяное, химическое и радиоактивное загрязнения) и ухудшение качества поверхностных и подземных вод на прибрежных территориях арктической зоны РФ. 2. Изменение биоразнообразия и снижение запасов биоресурсов. 3. Ухудшение среды обитания коренного населения, проживающего в районах Арктической зоны, и нарушение условий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. 4. Негативные последствия и угрозы глобальных изменений климата. 5. Деградация земель и нарушение условий землепользования. Для решения перечисленных проблем (сохранение и защита природной среды, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности и др.) на государственном уровне необходимо закрепить основные положения 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz