Труды Кольского научного ценра РАН. № 8, вып.17. 2018 г.

D2. DBM (design, build,maintain) — предполагает проектирование, строительство и последующее обслуживание объекта инвестором. D3. «turnkeycontracts» — предполагает полностью строительство «под ключ». Е.Модели, направленные исключительно на эксплуатацию существующих объектов. E1. O&M (operationandmaintenance) — предполагает эксплуатацию и обслуживание объекта инвестором. Е2. S&M (serviceandmanagement) — предполагает сервисное обслуживание и управление процессом эксплуатации на объекте. Ключевыми принципами государственно-частного партнерства являются: 1. Официальные договоренности между государственными и частными участниками, которые фиксируются в нормативных правовых актах; 2. Органы государственного и муниципального управления выступают в проектах равноправным партнером для частного инвестора; 3. Проекты призваны реализовывать общественные интересы, которые формируются на основе общегосударственных целей; 4. Государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом. Особое значение проекты государственно-частного партнерства имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения. Главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления является важной задачей. Международное сотрудничество и содействие важно как элемент общего управления энергоэффективностью. Международное содействие помогает развивать технические знания и опыт в регионах, системы управления и способствует привлечению заинтересованных сторон. Международное содействие развитию энергоэффективности может выполняться по следующим направлениям. 1. Подготовка проектов, финансируемых донорами, для получения устойчивых результатов. 2. Привлечение заинтересованных сторон для согласования важности политики энергоэффективности. 3. Создание устойчивых рынков для энергоэффективности. В качестве интегральных показателей на уровне регионов используются: энергоёмкость ВРП; объём энергопотребления; объём энергосбережения, в т. ч. по видам топливно-энергетических ресурсов. Целевые показатели энергоэффективности по регионам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону, приведены в таблице 2. Показатели энергоемкости валового регионального продукта в 2017 г. [4] по регионам Арктической зоны Российской Федерации приведены на рисунке 3. Для снижения указанного показателя в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в сфере повышения энергоэффективности предусматривается оптимизация экономических механизмов северного завоза за счет использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz