Труды Кольского научного ценра РАН. № 8, вып.17. 2018 г.

расчетов и данных рынка; услуга и сеть предоставления услуг в своей юрисдикции; ответственность за прогноз и учет роста спроса на энергию в пиковое время. К недостаткам следует отнести: наложение коммерческих и социальных интересов; конкурентное отсутствие стимула, ведущее к затратам, повышению стоимости и сокращению продаж. У энергетических компаний, как правило, есть коммерческая компетентность, которая делает их эффективными при реализации энергоэффективных мер. За осуществлением программ по энергоэффективности энергетических компаний регулирующие органы или правительство должны осуществлять контроль. Организация контроля программ по энергоэффективности, осуществляемыхэнергетическимикомпаниями, должна включать: оформленныйплан программы; прогнозируемое определение экономической привлекательности всех предлагаемых мер; механизм измерения результатов и подтверждения; регулярную отчетность, включая затраты, воздействие и экономичность; и возможность контролирующего органа и заинтересованных сторон давать замечания по планам и результатампрограммыи предлагать корректировки в план. Привлечение заинтересованных сторон — важный компонент всей системы управления энергоэффективностью, который определяет успешное достижение результатов политики энергоэффективности. Сотрудничество с частным сектором в разработке политики дает возможность государственной политике в полной мере воспользоваться преимуществами ресурсов и коммерческой энергии частного сектора; позволяет наряду с государственным финансированием привлекать частные инвестиции, а также частный сектор в исполнение программ; важно для стратегий преобразования рынка, так как возникновение спроса на более эффективную продукцию должно сопровождаться возникновением предложения со стороны производителей оборудования. Одним из внебюджетных источников, привлекаемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, являются средства частных инвесторов, привлекаемые в рамках государственно­ частного партнерства (ГЧП), в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении. При реализации проектов ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятийчастного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств: А. Модели BOT (build, operate, transfer), предполагающие закрепление объекта за инвестором на стадии эксплуатации на праве собственности. В. Модели BTO (build, transfer, operate), предполагающие передачу права собственности на объект государству и осуществление инвестором эксплуатации на ином правовом основании. С. Модели ROT (rehabilitate, operate, transfer), предполагающие осуществление инвестором реконструкции существующих объектов. D. Модели, не предполагающие участия инвестора на этапе эксплуатации объекта: D1. D&B (designandbuild) — предполагает проектирование и строительство объекта инвестором. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz