Труды Кольского научного ценра РАН. № 8, вып.17. 2018 г.

В первую очередь необходимо определить область действия СУЭ. Это может быть выполнение определенных работ, производственного цикла. При этом может сложиться ситуация, когда для достижения экономии энергоресурсов компания должна будет вложить немалые средства в техническое переоснащение. Чтобы не попасть в замкнутый круг ограниченного бюджета, компания должна определить приоритетные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности. Энергетическая политика — это стратегические задачи организации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Для выполнения этих задач необходимо составить реестр энергетических аспектов предприятия, влияющих на потребление энергоресурсов. Чтобы сформировать реестр энергетических аспектов, требуется анализ документации, фиксирующейрезультатыэнергопотребления за определенныйпериод, с отражением сбоев в энергопотреблении и указанием причин сбоев и принятых решений. Для определения направлений энергосбережения необходимо проведение энергетического обследования предприятия [5] с оформлением документов, установленных федеральным и региональным законодательством. Программа управления энергоэффективностью должна быть ориентирована на приоритетные направления энергосбережения и учитывать уровень автоматизации управленческих процессов. В программе формулируются цели, задачи, планы, мероприятия, детальное описание ответственности персонала, необходимые ресурсы, сроки. Кроме того, в программе необходимо учесть организационно-штатные изменения: возможно — создание подразделения с функциями СУЭ. Важная часть программы — процедуры контроля: виды, сроки, ответственность за контроль. Программа должна предусматривать элементы риск-менеджмента: определение способов профилактики сбойных ситуаций и формирование алгоритмов действий в сбойных ситуациях. Законодательная база об энергоэффективности является важной частью организации управления энергоэффективностью и должна: формулировать цели и задачи политики по энергоэффективности; включать количественные цели и показатели с указанием сроков; обосновывать участие государства; определять ответственность за планирование и реализацию; включать компоненты контроля — мониторинг результатов и отчетность. Для реализации закона об энергоэффективности необходимо создание новых ведомств, технического потенциала, введение в действие нормативно-правовых актов, разработка стандартов, создание протоколов отчетности и механизмов стимулирования. Наличие источника финансирования программ по энергоэффективности и реализации энергосберегающих мероприятий имеет определяющую роль. Нестабильное финансирование программ вызывает сомнение у организаторов проектов по энергоэффективности. Директивным органам при выборе механизма финансирования энергоэффективности следует учитывать следующие факторы: достаточность, стабильность, самостоятельность, источник финансирования, который не должен нарушать работу рынка или вытеснять другое финансирование. Самый распространенный механизм финансирования энергоэффективности — выделение средств из государственного бюджета. Специальные энергетические и экологические налоги на социальные цели являются эффективным источником финансирования энергоэффективности. Наличие портфеля из разных источников финансирования способствует общей надежности финансирования. Исполнительные органы должны координировать 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz