Труды Кольского научного ценра РАН. № 8, вып.17. 2018 г.

• в районах с плохо проводящими грунтами (удельное сопротивление грунта более 1000 Ом-м); • расположение ВЛ в особо гололедных районах (расчетная толщина стенки гололеда более 25 мм); • для ВЛ с усиленной изоляцией провода относительно заземленных частей опоры в случае, когда расчетное число грозовых отключений ВЛ соответствует этой величине для линии данного класса напряжения снабженной грозозащитным тросом; • когда трасса ВЛ проходит в районах с агрессивными уносами промышленных предприятий. Исключение представляют линии 110-220 кВ, предназначенные для электроснабжения объектов добычи и транспорта нефти и газа. Они должны быть защищены от прямых ударов молнии тросами по всей длине независимо от интенсивности грозовой деятельности и удельного сопротивления земли [3]. Как правило, грозозащитные тросы располагают над фазными проводами. Их присоединяют непосредственно к заземленной опоре в конце анкерного участка длинной до 10 км путем устройства специальных перемычек на анкерной опоре, а на промежуточных опорах подвешивают на одном или двух изоляторах, зашунтированных искровым промежутком размером не менее 40 мм [2]. При большей длине анкерных пролетов количество точек заземления в пролете выбирается таким, чтобы при наибольшем значении продольной электродвижущей силы, наводимой в тросе при коротком замыкании на ВЛ, не происходил пробой искрового промежутка [1]. Количество тросов (один или два) зависит от класса напряжения линии, типа ее опор, интенсивности грозовой деятельности, а также от требований к надежности электроснабжения потребителей [4]. В Центре физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН на протяжении многих лет выполнялись экспериментальные и теоретические исследования значений наведенного напряжения на отключенных воздушных линиях электропередачи, вызванных влиянием смежных электрических сетей переменного тока. С учетом работ [5, 6] для настоящего исследования были определены три расчетные модели сближения отключенной ремонтируемой линии (РЛ) 110 кВ: 1) с тяговой сетью железных дорог переменного тока промышленной частоты, 2) с действующей ВЛ 110 кВ, размещенной на отдельных опорах, и 3) с действующей ВЛ 110 кВ в виде двухцепной линии. Схемы сближения объектов с их геометрическими параметрами представлены на рисунках 1 и 2 ( а , b ). Длины влияющих ВЛ и РЛ во всех случаях составляли 30 км, длина однопутного участка железной дороги — 60 км. Параметры и физические свойства проводов исследуемых линий, а также проводов контактной сети и рельсов приведены в таблице 1. Для расчетов высоты подвеса проводов ВЛ были определены по методике, представленной в работе [5]. Высоты подвеса контактного провода и несущего троса принимались равными 5 м и 6 м соответственно. Питание влияющего участка железной дороги осуществлялось с двух тяговых подстанций одновременно. Рабочая нагрузка на влияющей ВЛ и в контактной сети однопутного участка (один электроподвижной состав) задавалась равной 300 А. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz