Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 1/2017(8))

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ УДК 621.548 (470.21) В. А. Минин, А. А. Рожкова ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ Аннотация Рассмотрен вопрос о возможном участии ветроэнергетических установок (ВЭУ) в электроснабжении небольших рассредоточенных потребителей Мурманской области, расположенных в районах с повышенным потенциалом энергии ветра. Выполнена технико-экономическая оценка перспектив возможного участия ВЭУ в покрытии графика электрической нагрузки местных дизельных электростанций. Ключевые слова: Мурманская область, автономные потребители энергии, дизельные электростанции, ветроэнергетические установки, технико-экономическая оценка. V. A. Minin, A. A. Rozhkova THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF WIND TURBINES ADOPTION INTO DIESEL POWER PLANTS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract The article deals with the problem of wind turbines possible engagement in electric power supply of widely distributed small Murmansk Region customers, which are located in the high wind energy capacity districts. Techno economic assessment of the prospects of wind turbines possible engagement in the local diesel power plants annual schedule commitment, has been made. Keywords: Murmansk Region, independent electric power consumers, diesel power plants, wind turbines, techno economic assessment. В прибрежных районах Арктической зоны РФ имеется много относительно небольших населенных пунктов, таких как метеостанции, маяки, пограничные заставы, места базирования рыбаков и оленеводов, объекты специального назначения. Необходимость в их функционировании сохраняется на далекую перспективу. Удаленность и разобщенность перечисленных малых потребителей вносят затруднения во все сферы их хозяйственной деятельности. В значительной мере это сказывается и на организации энергоснабжения. Способы доставки топлива потребителям Севера весьма разнообразны. Анализ обширной информации, собранной по Мурманской области, позволил установить, что стоимость топлива при его дальней перевозке автотранспортом возрастает в 1.2-1.3 раза. При использовании водного морского транспорта — в 1.3-1.5 раза, бездорожного — в 1.5-2.0 раза и при использовании авиации — в 2.0-3.0 раза по сравнению с отпускной ценой на опорных пунктах топливоснабжения. При сложившихся в 2017 г. ценах на дизельное топливо в размере 40 руб. за литр стоимость его после доставки потребителю с учетом транспортных расходов может достигать 55-60 руб/л и более. Высокая стоимость топлива оказывает негативное влияние на технико-экономические показатели работы местных дизельных электростанций (ДЭС). Себестоимость вырабатываемой энергии достигает 20-25 руб/кВтч, что в 5-10 раз выше, чем при централизованном электроснабжении. Поэтому в удаленных населенных пунктах очень остро стоит вопрос об экономном использовании привозного дизельного топлива. Одним 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz