Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))

воцерковленности, как, например, в исследованиях В. Ф. Чесноковой [Чеснокова, 2005], не предполагалось. В качестве дополнительных источников были использованы материалы периодической печати и высказывания пользователей сети Интернет. В ходе исследования было проинтервьюировано 26 информантов. После анализа полученных данных удалось разделить участников строительства по группам — «Люди Севера», «Посланники», «Строители», «Священнослужитель и церковный актив». Рассмотрим их подробно. «Люди Севера» Обобщающая категория «люди Севера» предполагает наличие определенного набора качеств, которым, по мнению опрошенных информантов, должны обладать все участники строительства церкви. Аргументируется это трудностью возведения, в принципе, какого-либо объекта на Крайнем Севере и для этого необходим, особенный, «северный» характер, состоящий из нескольких черт. Среди информантов распространено представление о «людях Севера» как бескорыстных тружениках: Весь край же процветал. Люди сюда приехали очень светлые. <... > Я приехала, на мой взгляд, в самый расцвет. В восьмидесятые годы. Уже поработав после института, в Москве, где царил, сейчас уже и страшно говорить, какой царил дух. <... > Сюда, когда приехала, рот открыла, люди-то, оказывается, работают. И им это нравится, и они здесь засиживаются на работе часами (Инф. 2). Помимо работоспособности, по мнению членов православных общин, «помогает» строить церковь такое качество как «доброта». Оно приписывается людям, живущим на Кольском Севере, по умолчанию: Все равно северные люди - другие люди, добрые. Доброта, доброта именно, душевная доброта. Чтоб так помогали храму. Чтоб. Так мы это строили тяжело. Очень тяжело. Вот бабушки семьдесят лет, восемьдесят лет и приходили, и помогали, и красили. Если можно сказать, строили. И так, наверное, собрать легко, бесплатно, без копейки нельзя на юге. Там батюшка сказал там надо бы прийти на храм поработать. И люди приходили, их уже и звать не надо было. Люди сами приходили. Так вот это есть (Инф. 3). Мнение о том, что люди Севера добрее и «чище» в сравнении с жителями других регионов, встречается практически у всех информантов и часто в материалах прессы [Барсова, 2008: 7-8]. Полученные данные подтверждают устойчивость противопоставления жителей Севера и Юга [см. Змеева, 2010; Разумова, 2013], а также мнения о том, что «северные люди — другие». При этом северяне, по мнению многих информантов, люди образованные. Эти представления подкрепляются признанием исключительного морального целомудрия северян, наличия «чистого» сердца: Во-первых, тут люди образованные. Здесь очень хороший уровень образования. Ну, и плюс люди, которые всегда мечтают куда-то уехать, а что-то еще тут творят. <...> То есть люди более чистые сердцем. Более добрее. Не такие агрессивные, не такие злые. Материальные блага не разложили их (Инф. 1). 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz