Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))

Ф. И-17. On. 1. Д. 111. Л. 83]. Именно поэтому церковь уделяла большое внимание работе по изучению местных диалектов. Для перевода и издания книг на языки коренных народов, проживавших на территории епархии, при Архангельском миссионерском комитете была создана Переводческая комиссия. Интересные материалы, касающиеся ее работы представлены в 41 фонде ГААО. В частности, в документах нашла отражение деятельность Константина Щеколдина, члена Переводческой комиссии, занимавшегося переводом и изданием «Азбуки для лопарей». В целом, материалы Государственного архива Архангельской области дают общее представление о направлениях просветительской работы церкви. Более детальная информация о работе школ на Кольском полуострове сохранилась в материалах, хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области. Большой пласт школьной делопроизводственной документации отложился в фонде Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета (Ф. И -133). Создание промежуточной инстанции между епархиальным органом управления и отдельными школами было необходимо, вследствие значительного числа уездов, входящих в Архангельскую епархию и большой территориальной разбросанности школ. На уездные отделения возлагалось «попечение о развитии и поддержании церковно-школьного дела» (наем учителей, «изыскание» местных средств, снабжение школ книгами и учебниками, «содействие к устройству» дополнительных классов, уроков для взрослого населения, воскресных школ и др.) в пределах уезда [Красницкая, 2012: 91]. В фонде представлены дела с рапортами учителей о ходе обучения (рис. 3) [ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 5], переписка между отделением Училищного Совета и сельскими старостами по вопросам финансового обеспечения школ, снабжении школ книгами [ГАМО Ф. 133. On. 1. Д. 1; также ГАМО Ф. И-17. On. 1. Д. 234], отчеты инспекторов и наблюдателей о работе церковно-приходских школ [ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 4; ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 7]. Знакомство с материалами фонда раскрывает направление деятельности и специфику организации школьного дела на Кольском Севере. Прежде всего в фонде представлены статистические материалы: отчеты о церковно-приходских школах, количестве и составе учащихся и преподавателей [ГАМО Ф. И-133. On. 1. Д. 5], средствах на содержание школ. Кроме того, в фонде представлена переписка об открытии новых школ, снабжении школьных библиотек книгами и учебными пособиями, состоянии учебно-воспитательной работы. Деятельность церкви по открытию церковно-приходских школ (далее — 11,111II) имела свои результаты. К 1913 году на территории Александровского (до 1899 г. Кольского) уезда работали 14 церковно-приходских школ [Тематический обзор, ЭР]. Документы по отдельным школам отложились в фонде Кашкаранской ЦПШ (Ф. И-11), Ловозерской одноклассной ЦПШ (Ф. И-121), Понойской ЦПШ (Ф. И-18), Териберской ЦПШ (Ф. И-80). В небольших по объему фондах собрана текущая школьная документация: расписание уроков [ГАМО. Ф. И-18. On. 1. Д. 8], классные журналы по разным предметам [ГАМО. Ф. 11. On. 1. Д. 3; ГАМО Ф. И-11. On. 1. Д. 8], табеля успеваемости учащихся, списочный состав по классам (рис. 4) [ГАМО. Ф. И-121. On. 1. Д. 2]. Особенно интересными представляются материалы, касающиеся особенностей учебного курса в «инородческих» (саамских) школах [ГАМО. Ф. И-17. On. 1. Д. 111]. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz