Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
приходов Кольского Севера и просветительской работой церкви. Это связано с тем, что Кольский уезд в период 1859-1883 был объединен с Кемским уездом с центром в городе Кеми. Анализ источников позволяет проследить деятельность духовного ведомства в развитии начального образования в крае, определить роль церкви в создании системы школ, ее участие в решении вопросов по просвещению инородческого населения края в конце XIX - начале XX века. Основной массив документов по истории развития системы образования сосредоточен в фонде Архангельского епархиального училищного совета (Ф. 28). С 1884 года училищный совет учреждался в каждой епархии для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью церковно-приходских школ. Члены Совета назначались епархиальным архиереем из светских и духовных лиц «преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения» [Красницкая, 2012: 88]. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами принадлежало Святейшему Синоду. Такие важные документы, как отчеты уездных отделений Совета по работе церковно-приходских школ, сметы расходов, запросы, то есть основной поток делопроизводственной документации с периферии направлялась в центр. В фонде Архангельского епархиального училищного совета, насчитывающем около 2 тысяч дел, представлены такие документы как сведения о церковно приходских школах, сельских училищах, школах грамоты, дела о назначении и увольнении членов уездных отделений, о службе преподавателей церковно приходских школ. В архивном собрании ГААО выделен отдельный фонд, где представлены документы, касающиеся работы инспекторов народных училищ Архангельской губернии (Ф. 158). Институт наблюдателей согласно § 21 «Правил о церковно приходских школах» был введен для «ближайшего руководства и наблюдения» за начальными церковными школами в епархиях. Инспектора народных училищ избирались из лиц духовного или светского ведомства для непосредственного контроля за работой учителей и ходом обучения в церковно-приходских школах. Обычно это были благочинные, их помощники или священники. Наблюдатели посещали школы своего округа, предоставляя затем отчет о состоянии данных учебных заведений в Епархиальный Училищный Совет. Во время ревизии школ инспектора обращали внимание как на учебно- воспитательную, так и хозяйственную стороны, при необходимости делая замечания и давая советы учителям и заведующим. Образец отчета инспектора в художественной форме представлен в сочинении Николая Козмина «По школам Лапландии» [Козмин, 1912]. Значительную часть территории Архангельской епархии населяли коренные народы Севера (ненцы, карелы, саамы, коми). В 1884 году были открыты школы в Пазрецком лопарском, Ковдском и Нотозерском лопарском приходе. В распространении просвещения среди коренного населения Кольского Севера важную роль сыграло постановление Архангельского епархиального съезда духовенства от 23 января 1887 года об открытии школ грамоты среди лопарей, зырян и самоедов, «из которых бы лучшие ученики поступали в духовные училища» [ГАМО. Ф. И-9. On. 1. Д. 51 Л. 17-18]. Епархиальное начальство понимало что, «только посредством школы возможно возрождение и просвещение инородцев в духе православной церкви» [ГАМО. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz