Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
русской колонизации края к XIV в., определяя ранние ее формы XII-XIV вв. как промысловые. Возникали споры о существовании феодализма в регионе с неаграрной экономикой, в которой главная роль отводилась торговле. В дальнейшем утвердившаяся историческая периодизация по общественно экономическим формациям вошла в резонанс с реалиями прошлого коренного населения, что привело к появлению «саамской» периодизации. В последние годы в рамках эволюционного подхода стало возможным изучение этнических, социальных, экономических аспектов истории Кольского Севера системно. Сотрудниками ЦГП КНЦ РАН внесен определенный вклад в исследования социально-экономических основ и разработку принципов формирования региональной политики в отношении коренных малочисленных народов Кольского Севера [Виноградова, 2010; Виноградова, 2012]. Развитие социально-культурной инфраструктуры Кольского полуострова, в силу специфики его исторического освоения, неотделимо от научно-образовательной ее составляющей. Именно она является одним из определяющих факторов направленности этнокультурных процессов, поэтому различным аспектам исторического развития системы образования в этом регионе уделяется важнейшее внимание, они подробно освещены как в работах энциклопедического и обобщающего характера [Андрианов-Верхнев, 1967; Белошистая, 1976], так и в локальных исследованиях. В новейшей историографии попытка дать целостное изложение истории развития образовательной системы Кольского края представлена в «Очерках по истории народного образования Кольского края», подготовленных коллективом авторов [Дранишников и др., 2001], однако необходимо отметить, что данная работа носит скорее научно-просветительский характер и вследствие широкого спектра проблем, затронутых авторами, целый круг вопросов остается за рамками данного издания. В последние годы достаточно интенсивно и под разным углом зрения изучаются вопросы колонизации Мурманского берега. Благодаря трудам историков Мурманска, Архангельска, Санкт-Петербурга, в историографии колонизационного процесса на Мурмане хорошо разработаны вопросы политические, юридические, экономические, этнические. Культурные аспекты колонизационного процесса определялись миграционной, этноязыковой и религиозной ситуациями. В частности, особенности создания социальной инфраструктуры на Мурмане во второй половине XIX - начале XX вв. были частично освещены в трудах Е. А. Ореховой. Автором затронут вопрос об отличии образовательных практик в семьях финских и русских колонистов [Орехова, 2006]. Деятельность «инородческих» школ на Европейском Севере в конце XIX - начале XX вв. освещена в работах М. Пулькина [Пулькин, 2006]. Отдельно следует выделить вопросы, связанные с особенностями культурно-образовательной политики среди коренных малочисленных народов Севера. Первые работы, посвященные распространению грамотности среди саамов, принадлежат В. К. Алымову [Алымов, 1930]. Советские историки [Ушаков, 1972] рассматривали становление образовательной инфраструктуры как необходимое условие культурного развития коренных народов, в частности, и превращение Кольского севера в стратегический промышленный регион в целом. Показательный при всей его фрагментарности материал о культурно- бытовых сторонах жизни саамов в советский период включен в книгу А. А. и Т. А. Киселевых «Советские саамы» [Киселев, Киселева, 1979]. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz