Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
переехала в Петроград, где работала школьным педагогом и лектором Научного кинематографа до 1920 г. 1 ноября 1920 г. была приглашена Павлом Владимировичем Виттенбургом в качестве научного сотрудника Геологического Музея Академии наук. В 1921-1930 гг. работала также ассистентом по кафедре географии полярных стран Географического института, который в 1925 г. был слит с Ленинградским государственным университетом [СПбФ АРАН. Ф. 4. Оп. 4. Д. 62633. Л. 1, 31-31об.]. Теперь нужно сделать отступление и сказать, что первая Лапландская экспедиция П. В. Виттенбурга состоялась в Архангельскую губернию, преимущественно на Мурманское побережье для геологических исследований в июне-июле 1918 года, когда там шли военные действия [СПбФ АРАН. Ф. 128. On. 1. Д. 4. Л. 74]. Экспедиция обследовала Кольский залив, остров Кильдин и обнаружила залежи железной руды у мыса Мишукова с удобным их расположением для дальнейшей эксплуатации. Чтобы установить промышленное значение разведанных залежей железной руды, требовались специальные геологические изыскания, которые и были осуществлены в 1920 г. геологическим отрядом Северной научно-промысловой экспедиции под руководством профессора Виттенбурга усилиями 8 человек, в т.ч. художника Альберта Николаевича Бенуа и коллектора, секретаря Марии Алексеевны Лавровой, которая к тому времени работала научным сотрудником в Геологическом музее АН [СПбФ АРАН. Ф. 4. Оп. 4. Д. 62633. Л. 1]. По видимому, это была первая заполярная экспедиция, в которой она приняла участие. Мурманская железная дорога предоставила отряду теплушку — товарный вагон (см. рис. 3). Члены экспедиции его оборудовали с максимально возможным комфортом: печуркой и всем необходимым для работы и отдыха. Через две недели пути они прибыли в Мурманск. Для работы получили плоскодонную моторную лодку. На буксир взяли другую лодку с экспедиционным снаряжением и частью личного состава (см. рис. 4). Рис. 3. Экспедиционный отряд. 1920 г. Рис. 4. Экспедиционный транспорт. [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Рис. А Н. Бенуа. 1920 [Музей-Архив НВФ 819. Л. 2] ЦГП КНЦ РАН. ОФ 314. Л. 17 об ] Исследовать надлежало южную часть Кольского залива и реку Тулому с ее порогами и водопадами до Нотозера. Затем отряд приступил к исследованию медного железняка в районе мысов Пинагория и Мишукова. В результате был составлен продольный профиль и геологическая карта этого района [Виттенбург, 2003: 53-55]. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz