Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
хибинские апатиты. Но не только экономические вопросы волновали Эйхфельда. Не мог он не осознавать и того, что краеведение несет в себе огромный воспитательный заряд. Как говорил проф. И. М. Гревс, «если кто-то хочет усовершенствовать человека, то он должен рассказать ему о его истории» [Плаггенборг, 2000: 255]. Но сохранение культуры страны по силам только армии энтузиастов-краеведов. Так, по инициативе Эйхфельда летом 1928 г. в Хибинах появилось первое в крае филиальное отделение Общества краеведов. «В фондах Мурманского областного краеведческого музея, — отмечает С. П. Мартюшова, — хранятся анкеты-заявления о приеме в члены Общества И. Г. Эйхфельда и его помощников М. М. (Марии Митрофановны) Хренниковой и М.Ф. (Михаила Федоровича) Онохина, редкие и в своем роде единственные фотографии первых сотрудников Хибинской опытной станции ВИРа, видовые и сюжетные фото опытных полей и делянок, сделанные в 1920-е годы Эйхфельдом (всего 54 единицы хранения)». Трудно не согласиться с ее выводом о том, что «Иогана Гансовича по праву можно считать первым краеведом Хибин». [Мартюшова, 2015: 10]. Духу начавшейся советской эпохи, безусловно, соответствовали экскурсии как инструмент совершенствования человека. На Кольском полуострове в этот период наибольшим интересом пользовались так называемые прогулки в район Хибинских и Ловозерских тундр. И это не случайно. «Хибинский район, — отмечал Эйхфельд — один из красивейших и своеобразнейших уголков необъятного Советского Союза. По разнообразию рельефа, выпукло отраженному геологическому прошлому этого старейшего участка Европейского материка, по своеобразию животного и растительного мира — район этот представляет большой интерес и для ученого и просто натуралиста, а особенно — для учащихся. Экскурсии в Хибинский район интересны в течение почти круглого года». Помимо познавательного значения, считал Иоган Гансович, они оказывают позитивное влияние на здоровье человека. По его словам, «молчаливая природа Севера своими необъятными просторами и величавым спокойствием окажет самое благотворное действие на быстро изнашивающуюся в современном темпе жизни нервную систему» [Эйхфельд, 1929: 9]. В то время не было рекламы в современном понимании этого слова. Но когда берешь в руки рекламные проспекты нынешних турфирм Мурманской области, так и хочется пожелать их составителям обратиться к литературному наследию Эйхфельда. Вот вам, пожалуйста, готовый образец рекламы с подачи одного из зачинателей экскурсионного дела в Хибинах, рассчитанный на любителей позагорать в наших местах ранней весной: «Солнце тогда сверкает почти круглые сутки и лучи его, отраженные от склонов гор и широких снеговых просторов скованной льдом Имандры, насыщают настолько воздух светом, что все становится прозрачным, почти нереальным и малейшие детали местности легко отличимы на десятки километров. Человек загорает тогда в течение одного дня так, как на юге неделями» [Эйхфельд, 1929: 9]. Между тем Эйхфельд не столько занимался теорией экскурсий (например, предлагал маршруты по Хибинским тундрам с подробным описанием некоторых из них), сколько сам их практиковал. Много раз ему, как директору опытного пункта, приходилось принимать в качестве гостей иностранных ученых. Первым из них побывал в Хибинах проф. Лондонского 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz