Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
выполняет не только просветительскую, но и образовательную работу - на базе музея обучаются студенты различных специальностей. Коллекции И. В. Белькова помогают им в получении знаний по минералогии, петрографии и полезным ископаемым нашего края», — вспоминают сотрудники Музея [Борисова, Волошин, 2007: 12-13]. Будучи великолепно образованным представителем русской интеллигенции не в одном поколении, И. В. Бельков способствовал распространению и популяризации знаний о полезных ископаемых Кольского Севера, 25 лет возглавляя Кольское отделение Минералогического общества и руководил деятельностью апатитского общества «Знание». Д. Л. Мотов вспоминает: «И. В. Бельков — это многогранная личность и не случайно по отношению к Минералогическому обществу он выступает для нас в одной упряжке с А. В. Сидоренко. В памяти как ровесники они оказались рядом: академик А. В. Сидоренко и д.г.-м.н. И. В. Бельков» [Мотов,2007: 32]. Автор более 200 научных работ, 164 из которых опубликовано (в т.ч. 11 монографий), И. В. Бельков все свободное время от научной и организационной деятельности посвящал живописи, любовь к которой сопровождала его всю жизнь. По воспоминаниям И. Д. Батиевой, свои первые северные пейзажи маслом он начал писать весной 1949 г., и с той поры творчество стало для него отдыхом от напряженной работы. Поскольку свободного времени для рисования было мало, он рисовал в обеденный перерыв, в редкие свободные вечера, выходные дни, в отпуске. Обладая уникальной энциклопедической памятью и редким чувством цвета, он дома легко наполнял цветом, сделанные на полевых работах и в путешествиях карандашные наброски. И. Д. Батиева вспоминает: «Только один раз на полевые работы мы брали мольберт и краски. Но лодка, на которой спускались по порогам реки Ачи, перевернулась и все эскизы были в воде, да, к тому же, комары и мошки толстым слоем ложились на масляные краски, не успевающих высохнуть эскизов. Большинство его картин посвящено природе Кольского края, но, бывая в Италии, Индии, на Кубе, в Африке, Средней Азии, Кавказе он также писал этюды. Н. Рыжова в газете «Советский Мурман» писала: «Природа для геолога - не живописные места, куда художник выезжает на этюды, а рабочее место». Тем не менее, Игорь Владимирович и многие сотрудники Геологического института после каждой экспедиции вместе с образцами пород и минералов привозили наброски будущих картин. В День геолога по традиции устраивали шашлык из оленины на природе и выставки работ самодеятельных художников в институте. В них участвовали А. Арманд, В. Капитонов, Л. Сазыкина, Ф. Пестерев, И. Никитин и др. Одним из наиболее активных организаторов и участников этих выставок был Игорь Владимирович. В Кольском филиале им был организован клуб художников-любителей «Сполох». Первым председателем выбрали его. Клуб самодеятельных художников «Сполох» за участие во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне был награжден дипломом газеты «Труд». На этой выставке выставлялись картины и Игоря Владимировича. Картины и этюды его выставлялись и ранее, начиная с 1958 года. При жизни они демонстрировались в Москве, Мурманске, Апатитах, Кировске. Благодарные зрители в «Книгах отзывов» и на страницах газет оставляли свои впечатления. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz