Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
характеристикой современной культуры. В мире компьютерной игры выявляются фольклорные мотивы (доклад А. Личутиной), ее сюжетная структура логично интерпретируется в контексте теории мифа (доклад Д. Ларионовой), а в действиях и текстах игроков - ролевиков-настолыциков могут усматриваться магические функции (доклад М. Занде). Выявление фольклорно-мифологических мотивов в литературных произведениях - традиционное направление литературоведения. В его русле магистранты выполнили анализ ряда произведений европейской литературы. В высшей степени функциональны такие мотивы в творчестве авторов, которые работали в жанрах, ориентированных на фольклорные, как Закариас Топелиус (его литературным сказкам был посвящен доклад О. Клишевой) или Сельма Лагерлёф (Д. Ларионова рассмотрела под этим углом зрения «Сагу о Иесте Берлинге»). Архетипические схемы и смыслы по-разному реализуются в фольклоре, литературе, кино и т.д., удерживая традиционные значения или отталкиваясь от них, что продемонстрировал доклад А. Личутиной «Мотив двойничества в современной британской литературе». На школе в «меньшинстве» оказались языковеды, хотя лингвистическая проблематика неотделима от фольклористической и этнографической. Восполнил этот пробел доклад П. Каменева о проблемах функционирования и изучения саамского кильдинского языка. Заметим, что это один из немногих докладов молодых ученых, в котором были проблематизированы объект и предмет исследования. В целом же, выступления участников школы впечатляли, прежде всего (а иногда и единственно), интересным и оригинальным материалом. Они были по преимуществу описательными, то есть далеко не всегда достигали в полном смысле слова качества научности. Недостаточная теоретико-методологическая оснащенность исследований стала главным предметом конструктивной критики со стороны «экспертов». Они подчеркнули, что умение собирать и описывать материал с помощью известных в науке приемов должно сопровождаться умением увидеть и сформулировать проблему, решение которой и составляет главный «показатель результативности» научного труда. Даже опытные исследователи учатся этому всю жизнь, так что у молодежи есть перспективы. Еще один аспект, требующий большего внимания начинающих специалистов, касается историографии. Как правило, знание работ предшественников оказывалось «точечным», а использование трудов сводилось к иллюстративным цитатам. Думается, в этом отношении участники школы не составляют исключения из общего числа молодых ученых. Сам возрастной и образовательный статус обязывает их к систематическому изучению литературы. Одним из самых отрадных впечатлений от дней, проведенных в Архангельске, стало посещение Музея художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова. Музей, недавно открытый после очередной реставрации, занимает здание - памятник архитектуры XIX века, он имеет свою историю [Музей художественного освоения Арктики, ЭР]. Основное место в нем занимают картины А. А. Борисова, который первым в истории русской живописи начал изображать Арктику [Александр Борисов, ЭР], и экспонаты, связанные с его жизнью и творчеством. Другие залы музея посвящены полярным экспедициям, творчеству ученика А. А. Борисова Тыко Вылки, а также декоративно-прикладному искусству ненцев. Экспозиции отличаются ярким дизайном, использованием современных технологий. Замечательную 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz