Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
Лекция И. А. Разумовой познакомила с социально-антропологическими исследованиями ЦГП КНЦ РАН в городах Мурманской области, которые позволили увидеть, как формируется устная традиция, включая исторические предания и тексты других разновидностей, в сравнительно молодых урбанистических общностях. В лекции О. В. Змеевой «Новые миграционные волны в устных интерпретациях и освещении СМИ (Мурманская область)» был сделан акцент на текстах с информационной функцией, включая городские слухи, которые в фольклористике рассматриваются в качестве традиционного речевого жанра. В содержательной, проиллюстрированной видеофрагментами лекции историка В. А. Добрыднева «Матрицы традиционного сознания в восприятии и репрезентации событий Великой Отечественной войны» был суммирован опыт анализа устных рассказов ветеранов войны (устно- исторических интервью) с опорой на концепции традиционного сознания и социальной памяти. Строго говоря, сложно отнести те способы изучения устных текстов, о которых шла речь в лекциях, к «новым методам исследования», как указано в названии школы. Все эти методы давно утвердились, являются по сути «классическими» и подвергаются ревизии. Однако учебная литература по фольклористике столь значительно отстает от современной науки, что заполнить этот разрыв (как минимум, в несколько десятилетий) можно только путем дополнительных образовательных проектов. К таким, вполне успешным, и относится школа «Народные культуры Европейского Севера». Работа школы в течение трех дней была четко организована. Первую часть составили открытые лекции и семинары научных кураторов, вторую — выступления молодых исследователей в формате конференции с обсуждением докладов. Кроме того, школа включала «полевую сессию» - выезд двух групп собирателей к информантам в г. Архангельске с последующим подведением итогов. Несмотря на известную «искусственность» ситуации беседы и записи, она, по свидетельству молодых участников, оставила сильное впечатление, особенно у тех из них, которые не имели опыта полевой работы. Обсуждению проблем современных полевых этнографических исследований был посвящен один из семинаров, проведенный И. А. Разумовой и О. В. Змеевой. Попытку обобщить первые опыты полевой практики в связи с проблемой установления контакта собирателя и информанта предприняли в своем выступлении студентки А. Багирова и А. Гордиенко. Тематика докладов молодых участников школы была разнообразной, но при этом группировалась в несколько условных предметно-тематических блоков. К традиционным по материалу и способу описания можно отнести доклады Е. Лочехиной о похоронно-поминальной обрядности села Пурнема Онежского района и О. Федоровой о свадебном обряде района реки Устьи. Обе докладчицы основывались на собственных полевых сборах, безусловно, очень ценных в этнографическом отношении. Несколько докладов были посвящены устным рассказам: промысловым, записанным на Зимнем берегу Белого моря (доклад Т. Морозовой), семейно-историческим, касающимся событий периода репрессий (доклад В. Максимкина), автобиографическим, связанным со временем 1930-1950-х годов (доклад С. Зеляниной). Закономерен интерес начинающих исследователей к разного рода играм. Тотальная вовлеченность в игровые пространства отличает не только молодежь, она является важной 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz