Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
Молодежные научные школы по фольклористике Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера (ЦИТКЕС) проводит давно, эта седьмая. Масштаб мероприятий, численность приглашенных лекторов и слушателей зависят от финансовой поддержки со стороны администраций и соучаствующих организаций. В 2017 году школа проводилась при поддержке министерства образования и науки Архангельской области в рамках конкурса научных проектов «Молодые ученые Поморья». На этот раз по составу участников школа была достаточно скромной. Однако можно сказать, что в целом архангельские областные и городские власти оказывают более существенную поддержку изучению русской народной культуры, чем это делается во многих других регионах России. По-видимому, одно из объяснений состоит в том, что Архангельская область позиционирует себя как «заповедник» традиций Русского Севера. Более того, севернорусская культура даже исследователями иногда презентируется исключительно в границах «Архангельского севера». На то имеются свои основания. Репутации региона значительно поспособствовала неустанная плодотворная собирательская и публикаторская деятельность фольклористов и этнографов. Об этом свидетельствуют и слова научного руководителя школы Н. В. Дранниковой в интервью журналисту: «Я считаю, что школа очень важна для сохранения традиционной культуры нашего региона. Она призвана повышать профессиональный уровень фольклористов и антропологов. Главная наша задача - показать высокую значимость фольклорной традиции Архангельской области, обратить на нее внимание наших земляков и специалистов из других регионов» [Сохранение традиционной культуры, ЭР]. Отметим, что при всей «камерности» мероприятия оно на протяжении всех дней работы хорошо освещалось в СМИ, прежде всего, представителями медиа-центра университета. Круг задач, которые решала школа, видятся шире. И отнюдь не потому, что содержание лекций и отдельных докладов молодых ученых базировалось не только на архангельских материалах. Если для организаторов школы важно привлечь внимание к «своей» локальной культуре, а также повысить уровень знаний учащихся, то с точки зрения представителя столичного Российского государственного гуманитарного университета, профессора Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора профессора Е. Е. Левкиевской, «школа выполняет очень важную задачу поиска новых имен, которые в будущем будут целенаправленно заниматься фольклористикой и изучением народной культуры» [Сохранение традиционной культуры, ЭР]. Для многих молодых ученых участие в таких школах означает путь в «большую» науку, является основанием социальной (и территориальной) мобильности. Главное же значение школы можно усмотреть в том, что является «сверхзадачей» любого научного мероприятия — профессиональная коммуникация. И масштабные конгрессы, и локальные исследовательские семинары, и школы — это, прежде всего, возможность личного общения людей, обладающих разным научным опытом, но объединенных сферой интересов. Не случайно одним из напутственных советов, адресованных молодежи приглашенными лекторами на итоговом заседании, было пожелание «больше ездить» — на конференции и школы, столичные и региональные, отечественные и зарубежные (рис. 2). 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz