Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))

собравшихся. Ирина Алексеевна рассказала об особом месте воспоминаний спецпереселенцев города Хибиногорска в опубликованных мемуарных и семейно-биографических повествованиях [Разумова, 2017: 56-59]. Третий день конференции запомнился выступлениями на последней секции «Визуальные языки описания Русского Севера» Д. А. Баранова и С. А. Штыркова. Баранов Дмитрий Александрович (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург) рассказал об образе Русского Севера в творчестве художника Ивана Билибина, известного, прежде всего, как книжного иллюстратора русских сказок и былин. Дмитрий Александрович акцентировал в своем выступлении внимание на том, что многие образы из иллюстраций Билибина «превратились в визуальные символы русской народной культуры, «аутентичной русскости», а само творчество художника до сих пор в основном интерпретируется в этнических категориях» [Баранов, 2017: 94]. Проведенное Дмитрием Александровичем исследование показывает вклад художника Билибина в формирование образа Русского Севера и его трудно переоценить, потому что его иллюстрации — это место, «где сказочное время проступает то в северной избе, то в праздничном сарафане, то в песнях и сказках» [Баранов, 2017: 96] и самое примечательное в этом то, что созданный Билибиным образ сохраняет свои сильные позиции в общественном сознании и в настоящее время. Штырков Сергей Анатольевич (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Европейский университет, Санкт- Петербург) посвятил свое выступление практикам дискурсивного и визуального выражения особой связи между человеком как представителем нации и определенным культурно канонизированным ландшафтом. Сообщение Сергея Анатольевича называлось ««Этот северный снег! Этот северный лес!»: пейзажный патриотизм позднесоветской лирики». На материалах сборников гражданской лирики самодеятельных поэтов конца 1960-х - начала 1970-х рассказывалось о ландшафтном национализме. Сергей Анатольевич поведал о том, что образы национального пейзажа и отдельных его элементов создаются (или изобретаются) представителями интеллектуальных и художественных элит. На примере использования образа березы были показаны механизмы и приемы формирования пейзажного патриотизма в позднесоветской лирике [Штырков, 2017: 99]. Завершилась конференция подведением итогов. Под руководством Мельниковой Екатерины Александровны (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Европейский университет в Санкт- Петербурге, Санкт-Петербург) состоялась заключительная дискуссия, были высказаны пожелания и напутствия «молодым ученым» от старшего поколения. Присутствующие солидаризировались в необходимости продолжения исследований, посвященных изучению Русского Севера, сохраняя уровень, заданный трудами Кирилла Васильевича Чистова. Список литературы Баранов Д. А. Образ Русского Севера в творчестве И.Я. Билибина // Русский Север: утопии и мобильности. Тезисы докладов IV научных чтений памяти К.В. Чистова. СПб., 2017. 104 с. URL: http://www.kunstkamera.ru/science/konferencii_i_seminary/2017/kvchistov/ 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz