Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))

Открылась конференция 30 октября в здании Кунсткамеры. Трогательным моментом стало выступление Юрия Кирилловича Чистова (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург), который поделился с собравшимися воспоминаниями о своем отце - Кирилле Васильевиче. Первой с докладом выступила Кузнецова Валентина Павловна (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Петрозаводск). Свое сообщение она посвятила рассказу о материалах, собранных К. В. Чистовым, ранее не являвшихся предметом специального рассмотрения. Данные архивные материалы представляют собой записи от руки и отражают не только состояние традиционного фольклора, но и коллекции современного Чистову фольклора, вбирают в себя военное и послевоенное время. Более подробно см. тезисы доклада Кузнецовой В. П. [Кузнецова, 2017: 4]. Причиной оживленной дискуссии стало выступление Граматчиковой Натальи Борисовны (Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург) «Северный Урал: маршруты поиска, испытания и бегства» на секции «Освоение Русского Севера: практики мобильности». Наталья Борисовна рассказала о проблемах спасения поголовья пушных зверей на Северном Урале и в Приобье. Доклад базировался на материалах произведений К. Носилова и очерках писателя П. П. Инфатьева. Ведущая роль была отведена повествованию о западно-сибирском речном бобре, что вызвало живой отклик среди собравшихся. Также из доклада удалось узнать, что путевые заметки Инфантьева позволили составить представление о важнейших этнокультурных стереотипах восприятия северных территорий и их народов. Описание повседневной жизни манси выразилось у Инфантьева в оценке степени цивилизованности отдельных представителей этноса по степени восприимчивости к привычным для русских практикам [Граматчикова, 2017: 22-24]. Выводы Натальи Борисовны во многом перекликаются с результатами исследований Ольги Александровны Бодровой, рассматривающей процесс формирования образа кольских саамов в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. [Бодрова, 2014], главным образом тем, что путешественники, посетившие, в указанный период, Кольский полуостров также оценивали степень развития коренного населения путем соотнесения ее с русской культурой. Второй день конференции был не менее плодотворным. Заседания проходили в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН в большом и малом залах. В секции «Экономические утопии Русского Севера» был интересный доклад Щепанской Татьяны Борисовны (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург) «Практики совместного потребления: утопия «новой экономики» и городские традиции» [Щепанская, 2017: 31-34]. Сообщение было посвящено антропологическим аспектам практик совместного потребления, распространяемые в рамках дискурса социальной и экологической ответственности. А также тому, каким образом данные практики определяют и изменяют городскую повседневность. Доклад Разумовой Ирины Алексеевны (Центр гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН, Апатиты) «Освоение Севера: взгляд спецпереселенцев» на секции «Советские проекты освоения Русского Севера» вызвал неподдельный интерес среди 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz