Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))

не психолог. Но если его назначение помогать человеку духовно вырасти, то он должен вникать во все эти вещи. Как-то так (Инф. 15). При выборе храма для посещения часто происходит ориентация на личность священнослужителя: Я думаю, напрямую зависит, что за священник. Потому в этот храм либо тебе хочется ходить, либо не хочется ходить. То есть людям религиозным, которые все соблюдают, может быть им все равно. Вот. Но меня однозначно отпугивает священник и какие-то помогающие там женщины, когда я всегда бываю. И вот они грубо разговаривают и насаждают что-то там. Конечно, в такую церковь ходить не хочется. Именно поэтому. Мне сейчас нравится вот эта церквушка на Белоречке. Этого священника все хвалят. Приятный в общении. И видно, что относится очень серьезно к своей работе. Тогда как про батюшку с Апатитской церкви ходят самые разные россказни. Хотя я честно я даже не знаю, как он выглядит (Инф. 16). К представлениям о личности священнослужителя добавляются представления о том, какая у него должна быть семья. Жена священника должна обладать такими качествами как смирение, терпение, понимание. Дети священнослужителя должны отличаться от всех остальных, как и дети членов приходской общины. К ним предъявляются более высокие требования. Они должны быть воспитаны, сдержанны, скромно одеваться: А семья <пауза> как я представляю. Ну, я знаю, что там есть, кому можно заводить, ну, как по этим канонам, кому можно заводить, ну, то есть жить полноценной семьей. Вот. А тому, кто подстриг принимает, они не имеют права. Они всю жизнь живут одни, но в основном, в принципе, вот. Ну, что я представляю себе, что это вот, ну, такая примерная семья. Мама там, я не знаю, какая-нибудь учительница там. Или просто служительница. Много детей там. Как минимум трое, которые тоже имеют какое-то отношение к церкви, как правило, ну или там, в будущем видят себя, по крайней мере, служителями (Инф. 17). С появлением приходской общины формируется внутрихрамовая культура и происходит ее распространение среди городского населения. Такая микрокультура, которая существует внутри каждого храма, возникает и формируется уже на этапе его строительства. * * * Проанализировав представления информантов, различных по религиозной самоидентификации, стало возможным выделение нескольких категорий участников, строящих церковь. Среди опрошенных распространенным является мнение о том, что те, кто возводит храм, должны обладать набором качеств, позволяющих охарактеризовать их как «Людей Севера», т.е. они должны быть сдержанными, трудоспособными, добрыми. При описании людей, имеющих отношение к строительству церкви эти качества должны дополняться истинной верой в бога. Участниками процесса возведения церкви являются не только строители. Так или иначе, в него включены все члены общины и люди, связанные с жизнью храма. «Посланники» помогают строить церковь напрямую или опосредованно. В представлениях 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz