Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 9/2017(8))
Ничего не мерзло. Мы там себя хорошо чувствовали, не грелись. У нас было два перерыва всего. Один на обед, где-то минут тридцатъ-сорок, а другой чаепитие у нас было, ну минут двадцать всего. Все. И остальное время мы работали. Пятнадцать, четырнадцать часов в сутки. Я знал, что я там строю храм (Инф.1). Так как строительство церкви - это процесс воссоздания «божьего» дома, то его нельзя сравнивать со строительством других объектов, тем более обычного жилого дома: Но они, кто строил храм, они почувствовали, что они не просто строят где-то какой-то дом, они почувствовали, что и ... они строят не просто дом. Не просто дом, а божий дом. Вот как им господь. <... > Я думаю, что даже и строители, даже если они невоцерковленные, но если церковь строят, как-то особый настрой имеют. Поэтому не то, чтобы. У нас сейчас нет таких мастеров, которые вот: мы вас приглашаем, зодчие! Но что те, кто строил, что они тоже что-то такое чувствуют все равно (Инф. 8). Представление о том, что в старину рубить церковь поручалось «далеко не всякому плотнику» [Каретников, 1913: 8], находит отражение в собранных материалах. Храм, согласно христианскому вероучению, — место «особого присутствия божия», общения человека с небесными силами, поэтому и люди должны строить его особенные, потому что происходящее в процессе строительства может отразиться потом на жизни храма в целом. У жителей города свои представления о том, какими должны быть люди, строящие церковь: Собиратель: А как ты думаешь, кто должен строить храмы? Информант: Ну, как правило, строят... э-э-э, то есть я не слышала, чтобы какие-то Джамшуты там строили церкви, то есть такого я не слышала, приходят люди, в основном, которые хотят помочь, реально, может там сильно уверовали, которые, ну, как-то, через какие-то свои несчастья пришли в церковь. Ну, хотят помочь, ну, какое-то время строят там. Ну, даже если не такие люди, но все равно. По большей части строят, ну, сильно верующие люди (Инф. 9). Из текста интервью видна убежденность информанта в том, что церковь должны строить, во-первых, русские (стереотип: православный — значит русский), во-вторых, искренне верующие люди. При этом истинно верить может только тот, кто испытал лишения. Участниками процесса возведения церкви являются не только строители. Так или иначе, в него включены все члены общины и люди, связанные с жизнью храма. Например, для того, чтобы во время строительства не было никаких происшествий: В строительстве мы не участвовали. Мы поучаствовали каким-то другим образом. Батюшка уехал в отпуск, как-то был у батюшки. Уже начал снег растаивать и Алла Алексеевна Скорикова она увидела, стены-то высокие, уже первый этаж выстроен, а дети- то бегают. И никто не охраняет. А если упадет и разобьется ребенок, как на этом месте храму жить и существовать? Вот и довелось нам так поучаствовать, подежурить (Инф. 10). 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz