Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 8/2017(8))

Для того чтобы определить, кому выгодно и кто поэтому может и будет инвестировать в энергосбережение и соответствующие проекты, необходимо искать выгодоприобретателей энергосбережения, повышения энергоэффективности и разрабатывать механизмы их мотивации. Однако представляется, что можно идти и другим путём, а именно: разрабатывать такие механизмы инвестирования в энергосберегающие проекты, в рамках которых такое инвестирование становится выгодным для всех участников. Другими словами, можно сначала выявить потенциальных выгодоприобретателей искомого процесса или проекта, определить участников инвестирования и после этого выстраивать между ними взаимосвязи, а можно идти другим путём и разрабатывать схему такого инвестиционного механизма, участие в котором делает его участников выгодоприобретателями вложений в энергосбережение и повышение энергоэффективности. Реализация ряда технических мероприятий, необходимых для развития энергосистемы Мурманской области и повышения уровня энергоэффективности, требует совершенствования нормативно-правового поля, создания благоприятной мотивационной среды и формирования различных стимулирующих механизмов [2]. Учитывая, что городское население в Мурманской области составляет 91,2%, энергосбережение в жилищной сфере должно стать одним из приоритетных направлений [3]. Мониторинг внедрения энергосберегающих мероприятий показал, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) области имеется значительный потенциал энергосбережения [2]. Одним из направлений, по которым проводятся энергосберегающие мероприятия в жилищной сфере, является строительство многоквартирных домов в соответствии с требованиями энергетической эффективности [4]. Следует заметить, что строительство современных энергоэффективных многоквартирных домов (МКД) требует внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и интеллектуальных систем (ИС) управления энергопотреблением в ЖКХ. Рассмотрим, например, наиболее распространённую сейчас форму строительства жилых объектов «под ключ», когда функции заказчика, застройщика, а в определённых случаях и инвестора, передаются генеральному подрядчику. Генподрядная строительная организация в этом случае принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утверждённым проектом. Она осуществляет строительство в установленные сроки и в пределах утверждённой сметной стоимости [5]. Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» застройщики обязаны «обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости их приборами учёта используемых энергетических ресурсов путём выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта» [6]. За неисполнение закона предусмотрено административное наказание. Тем не менее, по мнению многих экспертов ([7], [8], [9] и др.), строительство энергоэффективных многоквартирных домов в России (в том числе в Мурманской области) тормозится, и это первая проблема, поиску решения которой посвящена настоящая работа. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz