Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

УДК 37.014.22(314.925.2)(470.21 ):(093) К.С. Казакова ПРОБЛЕМА ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ КОНЦА X IX - НАЧАЛА XX ВВ. Аннотация На основании этнографических источников конца XIX - начала XX вв. предпринята попытка выявить особенности культурно-образовательных процессов среди различных групп населения Кольского Севера. Анализу подвергаются авторские оценки уровня грамотности коренного и пришлого населения, а также авторские позиции о необходимости конкретных мер по подъему народного образования. Вместе с тем многие авторы сходятся во мнении, что повышение грамотности коренного населения приведет к его постепенному «обрусению». Во многих этнографических текстах конца XIX - начала XX вв. развитие образования рассматривается как решающий фактор успешной колонизационной политики на Севере. В ходе анализа этнографических источников был сделан вывод о том, что успех образовательной политики детерминирован этнокультурными особенностями различных групп населения Кольского Севера. Ключевые слова: грамотность, коренное, старожильческое, пришлое население, Кольский Север, саамы, поморы, этнографические источники. K.S. Kazakova THE PROBLEM OF LITERACY OF THE POPULATION OF THE KOLA NORTH IN ETHNOGRAPHIC SOURCES OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES Abstract Based on ethnographic sources of the late XIX - early XX centuries the features of cultural and educational processes among different population groups on the Kola North are considered. The author's assessments of the level of literacy of the indigenous and newcomers, as well as author's positions on the need fo r specific measures to raise public education, are analyzed. A t the same time, many authors agree that increasing the level of the literacy of the indigenous population will lead to a gradual assimilation of the indigenous and newcomers people. In many ethnographic texts of the late XIX - early XX century the development of education is seen as a decisive factor in the successful colonization policy in the North. Based on the study of ethnographic sources, it is concluded that the success of educational policy is determined by the ethno-cultural characteristics of various groups of the population of the Kola North. Key words: literacy, indigenous population, Kola North, Saami, ethnographers. Особенности культурного развития коренного населения Кольского Севера являются ключевой темой многих этнографических текстов второй половины XIX - начала XX вв. Классические этнографические труды 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz