Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

На празднике присутствовали и иностранные гости из Финляндии. Среди них был мастер, который занимается изготовлением кантеле ( карельский и финский национальный музыкальный инструмент). Кантеле он привез с собой и даже сыграл на нем, что вызвало оживленный интерес у публики. Блюда национальной кухни являются одним из важных символов этничности, особенно в праздничных ситуациях. В течение всего праздника на столах было угощение - сладости к чаю, ватрушки, пироги с палтусом. Гостям предложили продегустировать колбасу из оленины. В 2015 году на данном мероприятии в качестве национального блюда подавалась саамская уха. Одним словом, упор в праздничном угощении делался на традиционной кухне саамов, имеющей в этническом аспекте символическое значение. В завершение вечера большая часть гостей пустилась в «хоровод дружбы». Следует отметить, что атмосфера была действительно очень дружеская, эмоциональная и действительно способствовала объединению участников. Но самое интересное ожидало гостей в самом конце праздника. Из п. Шонгуй (Мурманская обл.) на праздник приехала известная саамская сказочница, художник и поэт Надежда Геннадьевна Фенина (Ляшенко). В Мурманской области ее также знают как нойду. В структуре современного национального саамского праздника выступление (едва ли здесь уместно слово «камлание») нойды является довольно обычным элементом, и нойда все более приобретает функции публичной персоны. Об этом свидетельствует и тот факт, что феномен нойды начинает рассматриваться не только в литературе, посвященной религиозным явлениям в саамской культуре, но и в источниках информации о национальных праздниках: «У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень)» [Праздники и обряды саамов, ЭР]. У Надежды Фениной при себе имелся «традиционный» шаманский бубен, описанный еще в «Лаппонии» И. Шеффера, - обтянутый оленьей кожей с изображением трехуровнего мира и символическими рисунками [Кошечкин, 2003: 121]., и она предложила гостям провести ритуал на исполнение желания. Последний, если и не является традиционным в этнографическом понимании, то, во всяком случае, в полной мере отражает массовые представления о том, что среди саамов и сегодня наряду с христианством большой популярностью пользуются языческие традиции [Михалева, Клещев, 2016: 103]. Желание следовало написать на листке бумаги и отдать нойде. После написания своих желаний все коллективно вышли на улицу. «Шаманка» достаточно быстро развела костер и велела всем встать в круг и взяться за руки. Ведущая пояснила: « Чтобы желание исполнилось нужно кричать. <...>. Кричим так, чтобы содрогнулись Хибинские горы! Чтобы исполнилось желание, деньги нельзя, конечно, желать. Надо здоровья себе желать, самые положительные эмоции » (В.В.). По нашим наблюдениям, все, кто участвовал в исполнении данного ритуала, старались исполнить его на совесть. По завершении ритуала мероприятие было окончено. Таким образом, программа праздника была достаточно разнообразной, включающей в себя такие важные для сохранения культурного наследия элементы, как фольклор, национальные предметы и даже «шаманский» ритуал. Подобные мероприятия, безусловно, в соответствии со своим назначением способствуют знакомству и приобщению к культуре коренного населения, в том числе актуализации у самих саамов этнического самосознания. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz