Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

старшим поколением, на которую и должны быть нацелены такого рода мероприятия. Также отсутствовали представители от органов региональной власти (губернатор, мэр города и т. п.), что, скорее всего, связано с «недостаточным» масштабом проводимого мероприятия. Торжественная часть мероприятия началась с выступления народного коллектива шоу-балета «Альянс». Затем ведущая вызвала на сцену по одному представителю от каждой национальности и попросила поприветствовать гостей на национальных языках. Тем самым осуществилось знакомство с представителями всех присутствующих национальностей, среди которых были саами, украинцы, финны, немцы, чуваши, осетинка, литовцы и др. На протяжении всего праздничного вечера национальные фольклорные коллективы развлекали гостей. В анализе данного мероприятия мы остановимся только на тех элементах праздника, которые воссоздают саамскую культуру и традиции. Поскольку праздничный вечер был посвящен Международному дню саамов, первыми выступили саамский коллектив «Елле» и театр саамских традиций «Эллмантт» из с. Ловозеро. Их песни были посвящены северной природе, родному краю и традициям своего народа. Кроме того, саамские коллективы исполнили «Саамскую кадриль» - веселый, зажигательный саамский танец, и «Восьмерочку». На данное мероприятие также была приглашена писательница и представитель Ассоциации кольских саамов г. Апатиты Светлана Егоровна Заборщикова, которая познакомила всех присутствующих с одной из своих сказок. Писательница читала свою сказку на саамском языке, а переводчик Людмила Тюрекова переводила ее на русский. Как уже было отмечено, основная цель любого национального праздника - продемонстрировать свою культуру и традиции. Прежде всего, это достигается через задействование в празднике различных материальных объектов : национальной одежды, национальных музыкальных инструментов и т. п. В настоящее время саамы надевают свою национальную одежду, которая являются частью их культурного наследия, преимущественно на праздники. И на анализируемом мероприятии саамы были в традиционных костюмах. Особенно привлекал к себе внимание головной убор одной из участниц праздника - шамшура. Традиционно повседневная и праздничная верхняя одежда различались по качеству ткани и декору. Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор - шамшуру, а девушки - перевязку. «Шамшура изготавливалась из сукна красного цвета (или кумача) и хлопчатобумажных тканей (подкладка) в виде мягкой шапочки; в шов между очельем и затылочной частью вшивалась прямоугольная деталь — каркас из бересты или картона, обшитый сукном и украшенный бисером. К нижней части затылочной части пришивался позатылень, расшитый бисером и пуговицами. Головной убор украшался разноцветным бисером, пуговицами, тесьмой, позументной лентой, металлическими и перламутровыми пуговками. Декор располагался в строго определенных зонах: края деталей кроя, височная зона, центр затылочной части. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос. Иногда поверх этого головного убора носили мягкий чепец из ситца или штофа суарак» [Традиционный костюм саамов, ЭР]. Шамшура, как саамский костюм в целом, является национальным символом саами, прописанным в Декларации [Декларация, ЭР]. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz