Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

представляющий интересы саамов этих стран, а с 1992 года в него вошли и российские саамы. В начале февраля уже по сложившейся традиции в рамках празднования Международного дня саамов в населенных пунктах Мурманской области открываются выставки, проходят праздничные концерты, тематические уроки, вечера, конкурсы, информационные часы, виртуальные экскурсии, тематические презентации и многие другие мероприятия. Так, согласно сводному плану, опубликованному на официальном сайте Правительства Мурманской области, в 2017 году в регионе было запланировано более двухсот мероприятий такого рода [Сводный план мероприятий..., ЭР]. Как видно из приведенных данных, в Мурманской области реализуется достаточно обширная культурно-досуговая деятельность. Однако необходимы конкретные эмпирические исследования с целью анализа такого рода мероприятий и выявления их роли в деле сохранения нематериального культурного наследия; подобные работы нам обнаружить не удалось. В целом исследования, посвященные праздничной культуре кольских саамов, немногочисленны [Бакула, 2013; Большакова, 2003, 2005; Картвилишвили, 2004; Кучинский, 2011; Соловьев, 2009; Чарнолуский, 1966], что также обуславливает актуальность их изучения. Тем более актуальными и новыми являются исследования, направленные на изучение современного городского праздника - «своеобразного объекта для исследования, который, в отличие от сельских увеселений и обрядов, изучен недостаточно» [Седакова, 2014: 353]. Для восполнения лакуны в изучении современных культурно-массовых мероприятий на территории Мурманской области, имеющих «этнический колорит», мы проанализировали структуру и функции одного местного городского праздничного мероприятия («Саами приглашают»), проведенного в связи с празднованием Международного дня саамов. Для сбора первичной полевой информации мы использовали метод включенного наблюдения и осуществляли фото-, аудио- и видеофиксацию. «Саами приглашают»: структура сценария одного локального праздника В методических пособиях и работах отдельных авторов, в основном культурологов, неоднократно делались попытки построения структуры сценария праздника [Кононович, 1990; Организация народных праздников, ЭР; Требования к оформлению сценария массового мероприятия, ЭР]. При этом речь идет о культурно-массовом празднике. Конечно, у праздника народного, этнического, тоже сложился определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих строгую системную конструкцию. Каждый такой праздник имел свою отмеченную традицией программу при наличии и общих элементов структуры, к которым относились: «зачин» (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества), «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - «до середины» и «после нее»), наконец, «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами) [Организация народных праздников, ЭР]. Несмотря на активное использование этнических элементов и отдельных мотивов народного праздника, публичный национальный праздник имеет все же отличную структуру. Опираясь на методические пособия 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz