Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
По саамскому преданию «чахкли» или «чакли» - это маленькие существа, которые живут под землей, в лесах и на скалах. О приключениях чахкли увлекательно рассказывает Ирина Дцринцева в книге «Волшебный полуостров» [Дцринцева, 2008]. Из этой же книги организаторы мероприятия и заимствовали данное стихотворение, адаптировав его текст под проводимое мероприятие. Чахкли (или чахлын) описываются и изображаются как «карлики», «маленькие человечки», которые «вели веселый образ жизни, жили как лопари и обладали большими богатствами» [Ященко, 1892: 25]; они «на земле водятся. Голые ходят, деньги есть у них» [Пинегин, 1910: 31]. При этом данные саамского фольклора говорят о том, что чахкли обитали в районе Нотозера, реки Туломы, и не имеют отношения ни к географической территории Хибинского массива, ни к городам Апатиты и Кировск. Однако их образ открывает богатые возможности для создания региональных брендов, легенд, позволяет активно себя использовать во время проведения культурно-массовых мероприятий различного уровня - в частности, применительно к выставке-ярмарке «Каменный цветок» мотив богатства чахкли связывается с богатством природных недр Хибин редкими и красочными минералами. Что касается собственно саамских культурно-массовых мероприятий, то у саамов насчитывается 11 собственных официальных праздников, которые были утверждены на 15-ой Саамской конференции в Хельсинки (1992 год) и на 16-й Саамской конференции в Мурманске (1996 год). В.Б. Бакула, собрав и проанализировав лексический материал о праздниках саамов Кольского полуострова, классифицировала их по четырем основным тематическим группам: 1. языческие; 2. православные; 3. государственные; 4. национальные праздники [Бакула, 2013: 30]. Объектом нашего исследования являлась последняя группа - национальные праздники, связанные как раз с публичным уровнем проявления аборигенной этничности, выделенным Л. Хаковской, и направленные на «пропоганду» своей культуры в отличие от традиционных этнических (называемых часто этнографическими) праздников, относящихся к обыденному уровню: хозяйственно-календарных, религиозных, семейных и пр. На Кольском Севере традиционно отмечают следующие саамские праздники: «Международный день саамов» (ежегодный национальный праздник, отмечаемый 6 февраля саамами Норвегии, Швеции, Финляндии и России); «Медвежьи игрища» (праздник связан с культом медведя, возрожден в декабре 1996 года Национальным культурным центром с. Ловозеро); «Праздник Севера» (с 1928 года в с. Ловозеро устраиваются оленьи бега); «День саамского слова» (проводится с 1989 года «Фестиваль саамской музыки» (с 1996 года в г. Оленегорск); «Летние саамские игры» (народное гулянье на оз. Поповское близ с. Ловозеро (с 1996 года)) [Саамские национальные праздники, ЭР]. Подробно ознакомиться с праздничными мероприятиями, запланированными на 2017 год «Мурманским областным центром коренных малочисленных народов Севера», можно на официальном портале Правительства Мурманской области [Сводный план мероприятий..., ЭР]. По масштабу празднования Международный день саамов заслуживает отдельного рассмотрения. 2017 год - юбилейный: сто лет назад состоялось первое собрание в Тронхейме (Норвегия), на котором решались вопросы объединения и взаимодействия саамов северных стран (Швеции, Норвегии, Великого княжества Финляндского). В 1956 году был создан Союз Саамов, 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz