Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

К постановке проблемы С началом промышленного освоения Арктики особенно остро стоит проблема сохранения самобытной культуры коренных народов Севера. Фундаментальность этой проблемы состоит в том, что «давление доминирующей культуры индустриального и постиндустриального общества оставляет все меньше возможностей для сохранения их <коренных народов - О С., О Б.> традиционного образа жизни, материальных основ этнической культуры и самих народов как своеобразных этнических общностей» [Попков, 2014: 80]. Кольский Север (Мурманская область) как индустриально развитый и высоко урбанизированный регион в этом отношении не стал исключением. «Урбанизированный мир создает определенные условия существования и трансформации традиционных этнических культурных моделей» [Разумова, 2016: 175]. Действительно, процесс трансформации традиционной культуры группы кольских саамов - коренного населения Кольского полуострова - был запущен в 1920-193 0-е годы в процессе коллективизации и промышленного освоения региона, которые нанесли огромный урон их социальной и хозяйственной моделям жизнедеятельности. Были утрачены многие элементы материально-бытовой и духовной культуры этого немногочисленного (саами составляют лишь 0,2 % от общей численности населения региона [Результаты Всероссийской переписи населения 2010, ЭР]) и уникального народа. Общественно-политические перемены, начавшиеся в стране в конце 1980-х годов (пресловутая «перестройка»), способствовали активизации национального движения финно-угорских народов и появлению интереса к своим культурным традициям [Винокурова, 2010: 6-7]. Активному возрождению подверглась и культура саамов Мурманской области: создается Национальный музей, а затем Национальный культурный центр коренных народов в с. Ловозеро, возобновляется преподавание саамского языка в школах, появляется саамское радио, издаются книги саамских авторов, в том числе на родном языке, образуются национальные фольклорные коллективы. Все это, безусловно, способствует росту национального самосознания коренного населения и влияет на развитие / возрождение их этнической культуры. Л. Хаховская выделила три уровня проявления аборигенной этничности: обыденный, публичный и профессиональный. «Если обыденные проявления этничности мало кому видны, то публичный уровень - это именно тот регистр, который формирует представления широких слоев горожан о культуре коренных народов региона» [Хаховская, 2014: 43-44]. К публичному уровню автор относит: «участие аборигенов в значимых социальных и культурных мероприятиях как группы с особым статусом (фестивали, первомайские демонстрации, парады); конференции и форумы “под знаком этничности”; выпуск этнически ориентированной литературы и газет» [Там же: 44]. У саамов Мурманской области как раз доминирует «публичный уровень» проявления этничности. В настоящее время коренное население формирует основу культурной политики региона и становится своеобразным «символическим брендом» данной территории. Так, в своем праздничном обращении в честь Международного дня саамов губернатор Мурманской области М. В. Ковтун отмечает: «Кольский край невозможно представить без уникальной саамской культуры, истории и традиций, которые являются одним из главных символов и “визитных карточек” региона. Сохранение и приумножение этого уникального 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz