Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))

«каждый этнограф должен быть немного художником, иначе он не поймет чужую культуру», Владимир Владимирович отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш и фотоаппарат из рук [Гаген-Торн, 1971]. В Музее-Архиве экспонируется альбом с карандашными рисунками В. В. Чарнолуского - графической хроникой экспедиционной жизни. Исполненные юмора и самоиронии своеобразные «комиксы» приоткрывают завесу над экспедиционной субкультурой 1920-х гг., одновременно являясь уникальным ее памятником. Большая часть альбома (94 листа) посвящена Канинско-Чешской студенческой экспедиции 1922 г. Остальные 17 рисунков сделаны в разные годы (судя по датам в авторских подписях): начиная с 1927 г. по 1931 г., во время полевых исследований культуры, быта и хозяйства саамов [Музей-Архив, НВФ 1118]. В данной статье рассмотрены те рисунки из альбома, которые иллюстрируют организационно-бытовые моменты, связанные с финансированием этих экспедиций и, как следствие, с качеством питания их участников16. В комментариях-толкованиях к источнику предпринята попытка, расшифровывая рисунки, реконструировать некоторые грани экспедиционной жизни 1920-1930-х гг., насколько это возможно сейчас. Энциклопедичность, культурная и психологическая точность рисунков В. В. Чарнолуского - хорошее подспорье для подобной реконструкции. Маршрут Канинско-Чешской экспедиции прослеживается достаточно определенно из подписей к альбомным рисункам: Петроград - Архангельск - Белое море - Ледовитый океан - Канин нос - Семжа - Мгла - Несь - Снопа - Пеша - Архангельск. Менее основательно можно говорить о датах ее проведения: август-октябрь 1922 г. Надпись на первом из рисунков (рис. 9), подвергнувшемся иконографическому и ассоциативному анализу, «Выдоив корову он отправился в экспедицию», не стоит понимать буквально. Автор раскидывает в рисунке подсказки к фигуральному прочтению. Корова доится в Петрограде, на ведре написано «экспедиция». Человек, который доит (если судить по другим рисункам), - это В.Я.В. (Володя), начальник экспедиции (узнаваемы и типичная фигура, и - особенно - курносость). Кстати, «лицо» у коровы явно имеет человеческие черты. Не исключаем возможного портретного сходства с кем- либо из руководителей, занимавшихся финансированием экспедиции. В рисунке графически реализован распространенный фразеологизм «дойная корова». Материальное обеспечение экспедиции в 1922 г. вряд ли было беспроблемным. Общая ситуация в стране отнюдь не располагала к субсидированию этнографических исследований, да и непосредственные участники экспедиции, судя по всему, не отличались состоятельностью. Собственно говоря, любая экспедиция во все времена (да и сейчас!) связана с поиском «дойной коровы». Гостеприимство местных жителей - один из «китов» этнографической экспедиции, участники которой обычно живут не в палатках, как геологи, а по домам. В. В. Чарнолуский создает карикатурную метафору одной из возможных коллизий гостеприимства (рис. 10). Большой дом в девять окон взрывается экспедиционным скарбом. Исконные владельцы «вывешиваются» из окон, 16 При передаче текстов подписей к рисункам сохранены авторские орфография и пунктуация. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz