Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
правительством страны перед создателями Хибинского промышленного узла. Обращаясь к архивным документам, читая воспоминания первостроителей города, поражаешься тому, как решались вопросы по созданию условий для полной и содержательной жизни хибиногорцев. В первой половине 1930-х годов, несмотря на нерешенность жилищных условий, когда на каждого проживающего приходилось чуть больше 2 м2жилья, абсолютную бытовую неустроенность, низкий уровень медицинского обслуживания, наблюдается широкий размах культурного строительства. Можно с полной уверенностью сказать, что уже к середине 1930-х годов в Кировске была создана мощная социально-культурная инфраструктура. Этому, конечно, есть свое объяснение. На наш взгляд, основными факторами, определившими особенности развития сферы городской культуры в эти годы, являются: во-первых, то, что район промышленного строительства в Хибинах оказался в числе регионов, где происходил прием, расселение, хозяйственно-бытовое обустройство и трудовое использование высланных, так называемых спецпереселенцев; во-вторых, тот факт, что строящийся город согласно административно-территориальному делению тех лет входил в состав Ленинградской области, и, как следствие, происходило активное участие ленинградцев в культурной жизни молодого города; и третий фактор - пестрота национального состава населения Кировска. Рассмотрим подробнее сначала первое обстоятельство, во многом определившее развитие культуры в городе. Итак, согласно переписи населения, на 25 октября 1931 года в Хибиногорске и его поселках было уже 24485 жителей, из них 16814 спецпоселенцев, то есть почти 70 % населения [ГОКУ ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-179. On. 1. Д. 87. Л. 1-116]. Политика «ликвидации кулачества как класса» в процессе ее осуществления представляла две стороны сложного и противоречивого процесса: репрессивную (разорение крестьянских хозяйств и депортацию раскулаченных семей в регионы спецпоселений) и созидательную (трудовое использование, хозяйственное устройство и социально-культурное «обслуживание» спецпереселенцев). С момента прибытия раскулаченных семей в места спецпоселений началось осуществление второй, более сложной стороны политики «ликвидации кулачества как класса». Сущность ее состояла в «трудовом, идейно- политическом и социально-культурном перевоспитании бывших кулаков». Как можно прочитать в отчетном докладе Хибиногорского горкома ВЛКСМ за 1932 год, «политика ликвидации кулачества как класса не исчерпывается раскулачиванием и выселением кулаков из деревни. Существенной и более трудной частью политики ликвидации кулачества является трудовое и политическое перевоспитание поселенцев в созданных из них в принудительном порядке колонизационных поселках на Апатитовых разработках» [ГОКУ ГАМО. Ф. П-112. On. 1. Д. 6. Л. 5]. Основная цель массово-политической, культурно-просветительской работы среди спецпереселенцев состояла в формировании у них нового социалистического мировоззрения. И поэтому борьба за идейное влияние на спецпереселенцев, за «переделку» их сознания и культурное развитие как важнейшей части переделки сознания находилась в центре внимания работы партийных, советских и комсомольских органов. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz