Труды КНЦ вып.8 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2017(8))
Рис. 2. Рейтинг ценностей апатитчан, в % Возможно, этим объясняется и такой эмпирический факт, что критерий религиозной принадлежности не определяет процессы социальной категоризации апатитчан. Социальная категоризация - один из видов категоризации, то есть способ познания с помощью классификации и типизации окружающих людей. Социальная категоризация, - считает Г. Тэджфел, - может быть понята как упорядочивание социального окружения в терминах распределения людей по группам. Это помогает индивиду структурировать причинное понимание своего социального окружения [Агеев, 1990: 33]. Социальная категоризация в исследовании понимается как процесс структурирования окружения в терминах «мы - они»; «свои - чужие». Основные положения концепции социальной категоризации можно свести к следующему: 1) человек рассматривает себя как представителя определенной категории (расы, нации, этнической или религиозной группы и т. д.); 2) в основе самокатегоризации лежит самоидентификация; 3) самый древний способ социальной категоризации основан на делении людей на группы «свои - чужие», «мы - они»; 4) «мы-группа» признается предсказуемой, безопасной в отличие от «они - группы» - неизвестной, а значит, и непредсказуемой, опасной» [Устинова, 2009: 125]. Религия объединяет большое количество людей, то есть реализует интегральную функцию в обществе. Но в то же время очень сильна и дезинтегративная функция религии. Тут как раз и срабатывает матрица «свой - чужой». В исследовании применялась методика социальной идентичности, разработанная В. Дцовым, Е. Даниловой, С. Климовой. Суть методики состоит в том, что респонденту предлагается решить два задания. Вначале респондент должен ответить на открытый вопрос: кого он считает «своей» группой, просто «своими» людьми, а затем оценить их характеристики по серии атрибутивных 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz